24 декабря, выступая с докладом на Епархиальном собрании города Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся ряда важных вопросов, связанных с жизнью Московской епархии в условиях распространения коронавирусной инфекции в уходящем 2020 году.
Свое обращение Предстоятель Русской Православной Церкви начал с оглашения списка всех почивших со времени последнего Епархиального собрания священнослужителей города Москвы и насельников обителей. Как отметил Святейший Патриарх, в декабре прошлого года такой же список состоял из 33 имен, а в этом году — из 91 имени, что, по его словам, говорит о серьезности ситуации, в которой мы оказались.
«По поступившим в Московскую Патриархию сведениям, переболели коронавирусом в этом году или еще болеют 350 священнослужителей приходов Москвы, а также 720 насельников и насельниц ставропигиальных обителей. Скончались от последствий коронавирусной инфекции 13 московских клириков и 24 насельника и насельницы ставропигий», — сообщил Патриарх Кирилл.
Как подчеркнул Святейший Владыка, значительная часть Патриарших трудов в уходящем году была связана с обстоятельствами, порожденными распространением вредоносного поветрия. В частности, Патриарх Кирилл напомнил об образовании по его распоряжению Рабочей группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, и о совершенном им 3 апреля объезде границ города Москвы с иконой Божией Матери «Умиление».
Напомнив об утвержденных Священным Синодом мерах профилактического характера на приходах и в монастырях, Святейший Патриарх подробнее остановился на теме церковной жизни Первопрестольного града в условиях противоэпидемических ограничений.
В первую очередь Предстоятель указал на изменения привычной картины мира, о которых сегодня говорят многие наблюдатели, и пообещал дать им соответствующую соборную оценку.
«Этот кризис получит церковную оценку на ближайшем Архиерейском Соборе — оценку с позиций евангельской правды, которая может существенно отличаться от проповедуемой сегодня некоторыми общественно-политическими силами идей «новой нормальности», предполагающей, в том числе, радикальную перестройку социальных связей, нарастающую индивидуализацию, углубление разделений между людьми», — заявил Патриарх Кирилл.
Также он обратил внимание на опасения верующих в связи с проблемой сохранения богоданной человеческой свободы в условиях возрастающей роль цифровизации в жизни общества. Напомнив о том, что в своем августовском послании Священный Синод уже подчеркивал необходимость контроля со стороны общества над этими процессами, Патриарх Кирилл добавил:
«Думаю, что нашей Церкви предстоит вновь возвысить свой предостерегающий голос по этому поводу, как она уже это делала на протяжении последних лет».
Не осталась без внимания и тема влияния пандемии на приходскую жизнь Москвы. В числе наиболее заметных внешних последствий ограничений Патриарх Кирилл отметил снижение числа участвующих в богослужениях людей от одной трети до 50% от прежнего числа.
«Среди причин такого снижения можно назвать отъезд целых семей на дачи или даже на малую родину с работой в дистанционном формате, а также ограничительные меры, принятые в отношении некоторых групп населения. Будем надеяться, что эти причины со временем станут достоянием прошлого», — добавил он.
По словам Предстоятеля, более серьезной опасностью является искушение мыслью о факультативности богослужений и вообще церковной жизни, особенно в условиях, когда многолюдные собрания могут представлять повышенную угрозу здоровью.
«Благодарение Богу, попытки пропагандировать такие представления, кем бы они ни предпринимались, не имеют успеха. Ревность о совместной молитве за богослужением жива в сердцах большинства наших прихожан, с нетерпением ожидавших первой возможности полноценного участия в службе Божией после периода всеобщего карантина», — заявил Святейший Патриарх.
В связи с этим Патриарх Кирилл призывал участников Епархиального собрания «возгревать в людях понимание важности общей церковной молитвы под храмовыми сводами» и «делать все для того, чтобы каждый человек, вошедший под священные сени дома Господня, имел возможность пережить службу Божию как глубоко личное событие».
Как указал Патриарх Кирилл, наиболее искусительным для всех явилось закрытие храмов для посещения людьми.
«Скажу о себе лично. Смыслом всей моей сознательной жизни, целью всех моих устремлений и усилий было и является привлечение людей к Господу Иисусу и Его Церкви. Главной радостью было и остается для меня видеть наполненные людьми храмы, которые собираются ради восхваления Господа и Бога нашего. До сих пор с болью в сердце вспоминаю, как Великим постом этого года впервые в жизни мне пришлось произнести прежде немыслимые для меня слова — призвать людей временно воздержаться от посещения храмов и ограничиться домашней молитвой. Молюсь Господу, чтобы Он впредь хранил нас и меня от подобных обстояний», — признался Предстоятель Русской Православной Церкви.
Оценивая тот факт, что несмотря на все принятые Синодом профилактические меры весной и в начале лета храмы и их территории все же оказались закрыты для большинства мирян даже во внебогослужебное время, Патриарх Кирилл объяснил это «неполной осведомленностью даже специалистов об особенностях новой инфекции» и опасениями коллапса в медицинских учреждениях.
«Глубоко убежден, что впредь, как подчеркнул в своем послании Священный Синод, «незыблемыми должны оставаться предусмотренные законодательством нашей страны свобода совести и свобода вероисповедания, включая право верующих совместно участвовать в богослужениях даже в исключительных обстоятельствах»», — подчеркнул Патриарх Кирилл.
Также он напомнил о том, что и сегодня следует строго соблюдать предписанные Священноначалием профилактические меры. Как особо указал Святейший Патриарх, они никак не влияют на нашу веру в спасительное действие благодати Святого Духа.
Останавливаясь на внешней стороне установленной в пандемию практики причащения мирян, Патриарх Кирилл выразил уверенность в том, что «святыня Животворящего Тела и Божественной Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа никогда, ни при каких условиях не может стать для человека источником зла и страданий, и единственное, чего человек должен опасаться — приступить к ней без благоговения, будучи отягченным нераскаянным тяжким грехом».
Вместе с тем, по его словам, следует «всячески остерегаться материалистического отношения к святыне, которое бывает связано с почти что экспериментальным к ней подходом вплоть до кощунственных рассуждений об «антисептическом действии» или, наоборот, «бездействии» Святых Христовых Таин. Бог и Его святыни — вне всякой возможности быть предметом экспериментальных исследований».
Не менее неприемлемым подходом назвал Предстоятель подмену веры в Бога упованием на то, что одного лишь строгого исполнения обрядов может быть достаточно:
«Фактически это является своевольным требованием чуда от Бога — чуда ради самоутверждения и похвальбы, ради прославления собственного имени. Именно с таким искушением, лживо цитируя Священное Писание, приступил к Самому Спасителю диавол в пустыне и был посрамлен (см. Мф. 4:3-7). Это соблазн магизма, который на самом деле есть холодное суеверие, личина веры, по существу — дьявольская подделка, исключающая необходимость личного служения Господу, хранения живой, разумной и деятельной веры в Божие милосердие и всемогущество», — пояснил Патриарх Кирилл.
По его мнению, оба упомянутых подхода при всех их различиях едины в игнорировании самого существа свободных, основанных на любви отношений Бога и человека, Бога и созданного Им мира.
«Если принять во внимание эти соображения, то второстепенными и малозначащими окажутся в наших глазах те временные меры, которые были предприняты — я подчеркну — ради немощи некоторых. Меры, которые не всегда даже заметны взгляду благоговейного христианина или христианки. А усилия, направленные на сохранение участия христиан в важнейшем из ее таинств, будут восприниматься с великодушием и терпеливой готовностью понести временные затруднения», — резюмировал он.
Еще одной важной темой доклада Предстоятеля стали последствия введенных весной и осенью санитарными властями ограничительных мер, ближайшим последствием которых стало стремительное разобщение людей, являющееся делом врага рода человеческого. В противовес Святейший Патриарх указал на положительные примеры подлинного единения людей и взаимной поддержки, проявленные во время пандемии в добровольческой деятельности, служении врачей, приходских работников и т.д.
В этих условиях Святейший Патриарх обратил внимание на то, что опасность утратить навык полноценного человеческого общения парадоксальным образом таится и в целом ряде коммуникационных технологий, которые своим доминированием вызывают риск утраты чувства ценности самого общения.
«Важно, пользуясь новыми быстро развивающимися формами удалённой коммуникации, укреплять себя в стремлении и готовности общаться с ближним вживую, сопереживать ему, взращивая в себе богозаповеданную любовь», — сказал Святейший Патриарх, обращаясь к московскому духовенству.
Коснулся Патриарх Кирилл и актуального вопроса о применении дистанционных технологий в образовании, особенно школьном.
«Многие педагоги уже отмечают существенное снижение качества образования, обеспечиваемого исключительно с использованием упомянутых технологий. Кроме того, дистанционное обучение фактически на нет сводит воспитательную составляющую процесса, без которой никакой подлинной педагогики, никакого подлинного образования не может быть. Прискорбно, что дистанционное обучение сегодня подчас пытаются представить как наиболее желательное и чуть ли не единственно возможное в будущем», — заметил Патриарх Кирилл.
«Коронавирус и все, что с ним связано, — это эпизод на историческом пути Церкви, и нам, ее служителям, надлежит сохранять осторожность и взвешенность суждений: нам не следует ни становиться проповедниками привнесенных этим бедствием идей и представлений, ни поддаваться другому искушению — борьбы ради борьбы, которая на самом деле оборачивается все той же мирской враждой и неприятием ближнего. «Наша брань, — говорит святой апостол Павел, — не против крови и плоти, но <…> против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12)», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.