Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения | Серовская епархия

Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения

Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии.

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их.

Смерть! Где твоё жало? ад! где твоя победа? 

Раскаяния в том не будет у Меня»

(Осия 13: 14).

– Как на холодную каменную плиту гроба Господня снисходит Божественный и Благодатный Огонь, делая гробный камень пламенным и светоносным, так и наши хладные и во многом окаменевшие сердца не только согреваются ныне пасхальной радостью, но поистине воспламеняются благодатным огнем всерадостного пасхального благовестия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Отдельные огоньки каждого верующего сердца, из которого сегодня вырывается это краткое евангелие, сливаются в единый пламень пасхального ликования, которое как величайший пожар, не уничтожающий, но просвещающий вселенную, прогоняет всякое уныние и всякую скорбь, исцеляет страсти, попаляет грехи. Воистину Воскрес Христос, «Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1: 5-6).

Сегодня мы воспеваем: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», – потому что сегодня есть повод радоваться, ибо Искупитель наш жив, мы своими очами видим Его Воскресшего, прошедшего тем путём от Голгофы к Воскресению, который отныне открыт и всем нам. Нынешний день не только полон радости, он сам – источник всякой подлинной радости, которая только есть на земле. Без Пасхи любая деятельность человека бессмысленна, любое чувство мимолетно, любая ценность условна. И только Воскресение Христово делает вечным и бесценным самого человека и каждое его доброе дело, каждый его вздох любви, каждую его умиленную слезу и даже каждую мысль, направленную ввысь. Как без солнца невозможна жизнь на земле, так и возрастание жизни духа происходит под лучами Пасхи Господней, это то солнце, без которого мы не мыслим никакую духовную жизнь. В Пасхе открыта самая сущность христианской веры, на ней зиждется наша надежда и ею согревается наша любовь с Богом, Который так возлюбил мир, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Причем эта божественная любовь изливается всегда и на всех, независимо от того, знают ли люди о ней, принимают ли её, отвечают ли на неё взаимностью или остаются слепы и безответны. Как солнце светит всем – и тем, кто ищет его лучей, и тем, кто скрывается от них. Так и Господь предлагает дары Своего Воскресения и тем, кто не хочет войти в пасхальную радость Господа – и им Он оставляет врата Своего Царствия гостеприимно отверстыми, зовя всех на этот изобильный пир веры, всем предлагая разделить с Ним славу Его победы, как мы об этом поём в пасхальном акафисте: «Христос воскресе, и князь мира низложися. Христос воскресе, и трепещет преисподняя. Христос воскресе, и смерть пожерта бысть победою».

Видя, как Господь наш Иисус Христос, попирает смертию Своею вечную смерть, мы не остаёмся лишь безучастными зрителями. У каждого из нас в душе есть нечто смертоносное, что требует умерщвления, те греховные привычки, отравляющие наше внутреннее существо, которые мы должны в себе искоренить, поскольку нам недостаточно только восхвалить Подвигоположника Христа, но надлежит и пойти за Ним до конца предложенным Им путём. Мы не только лишь зрители Воскресения, но и соучастники. Можем ли мы выбрать только пасхальный финал для подражания, отметая весь предшествующий путь? Нет, ибо чтобы быть сопричастными Христову Воскресению, мы должны быть сопричастны и Его Голгофе, и всему тому труду, который необходимо подъять, чтобы иметь право сказать вместе с апостолом: «Я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём …, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых» (Флп. 3: 8-11).

Мы должны вести непрестанную внутреннюю брань с тем злом, которое хочет закрепиться в наших душах, и побеждать его победою Христовою. Но, к сожалению, в нашем мятущемся мире есть зло, и весьма явное, не согласное со своим поражением, ненавидящее Христа Воскресшего и желающего умерщвлять Его снова и снова в Его учениках. Зло преследует чад Святой Церкви за одну только верность Его Воскресению, поскольку подлинная Пасха, празднуемая в истинной Церкви – это не красивые песни и вкусные яства – это итог борьбы со злом, это празднование победы над мысленным фараоном, а иногда и над фараоном реальным, поскольку диавол действует не только в мысленных искушениях, но и в осязаемой жизни, желая не только совратить человека, но и уничтожить его. И эта брань также нам известна. Один из героев Священного Писания говорит слова, которые и сегодня произносит наше христолюбивое воинство: «Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши» (1Макк. 3: 19-21). Наши семьи, наши храмы, наша Церковь и страна спасутся верностью Христу и Его правде, только у Него победа и только с Ним мы можем воспевать с надеждой и упованием: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог». Священномученик архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) в одной из своих проповедей говорил: «Естественное желание сердца человеческого – жить со всеми в мире. Не раз молодые сердца предпринимали решение в беспечной вере в себя: я хочу со всеми ладить, я ни с кем не должен вступать в антагонизм. Но самый благонамеренный скоро убеждается, что это невозможно. И кротчайшая агнца душа неизбежно встречает на пути своем злого волка, который говорит: «Ты мне воду мутишь». Кто верует, тот должен и исповедать свою веру. Кто в мире желает служить Богу, тот должен действовать в мире, но всякое исповедание неизбежно встречает возражения, и всякая деятельность неизбежно приводит к борьбе. И ученик Христов нередко готов вопрошать вместе с Учителем: «Кое зло сотворих вам или чим стужих вы?» Чем оскорбил? Истиной ли, которую ты проповедуешь и исповедуешь и которую мир не может переварить, или праведностью, которую ты осуществляешь в жизни своей и которая служит миру укором, или миром Господним, который написан на лице твоем и которого мир не может простить тебе, или небесной неземной настроенностью, которая светит из твоего поведения и посрамляет, и обличает их земную настроенность, – этим ты оскорбил мир, а мир скорее простит тебе десять грехов и пороков, которые тебя равняют с прочими, чем одну добродетель, которая возвышает тебя над прочими».

Взирая на наших святых новомучеников, мы понимаем, что ничего нет нового под солнцем, и как они до крови защищали свою веру и Церковь, того же не избегаем и мы. Поэтому, верные Христу и Его победе, мы с надеждой говорим себе: «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2 Кор. 4:14).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостию, смиренный ЕВГЕНИЙ,
митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

г. Екатеринбург

Пасха Христова

2024 год