Освящение поклонного Креста на Перевале Дятлова (Молебный Камень)

3 сентября 2018 года, экспедиция из 12 человек, во главе с иереем Максимом Фоминым, клириком храма св. апп. Петра и Павла г.Североуральск, по благословению Преосвященного Алексия, епископа Серовского и Краснотурьинского, совершила поездку на перевал Дятлова, где участники экспедиции водрузили и освятили Поклонный Крест. Отец Максим поделился своими впечатлениями.

Далеко в горах, на Севере Урала, есть место под названием Мансепаль (мансийская гряда) или по-другому перевал «Молебный Камень». Там на перевале – мы, воздвигли и освятили новосооружённый поклонный Крест. Это чуть южнее, 80 километров, от урочища «Перевал Дятлова», того места, где в 1959 году трагически погибла группа туристов из 9-ти человек (известная как группа Дятловцев).

Ребята заехали за мной на машине в г. Североуральск в Храм Петра и Павла, и мы поехали дальше, на Север. Проехали г. Ивдель, п. Полуночное и далее держали путь до базы «Вижай» в горах. Это порядка около 60 км.

Поездка выдалась экстремальной и очень сложной. Нам то и дело приходилось передвигаться по крутым и труднодоступным горным дорогам, которым не было конца и края. В поездке мы провели пять дней, три из которых мы добирались до самого перевала, где мы должны были водрузить Поклонный Крест.

В первый день, мы достигли перевалочного лагеря, откуда потом тронулись по направлению к намеченному месту. Сам лагерь расположен на месте под название Тохта. И это уже приличная высота. Кругом, повсюду вдали нас окружали горы, скалы, холмы. Мы встали там на ночлег.

Потом, на следующий день, с утра двинулись дальше в дорогу. Из транспортных средств, у нас был — пикап, (Элька, как мы ласково прозвали его), грузовик советский — Газ 66 с курсом (кунг оборудованный как дом на колесах),  и КамАЗ с прицепом, на котором мы везли непосредственно сам Поклонный Крест.

Ориентиром и конечным пунктом нашей поездки служили две расположенные друг против друга горы, там далеко за лесополосой, в 45 км. от лагеря. Одна под названием Ойва Чахл, другая Ойка Чахл, что с мансийского означает «бабка и дед». Мы, добирались до них почти весь день по изломанным и извилистым горным дорогам, которые сплошь и рядом были усыпаны камнями, валунами, большими и острыми как лезвие бритвы.

Часто останавливались, прочищали себе путь. И, в конечном итоге достигли запланированной точки — Молебного Камня. Вся эта здешняя горная местность называется еще другим звучным названием -Ялпынер, то есть «священная земля». Так как в ее недрах стоит (покоится) мансийское языческое капище. Это два больших, слитые воедино — камня, напоминающие двух идолов (истуканов).

Мы, как раз проехали возле них. Поднялись чуть выше по склону и оказались на высокогорье. Дальше уже шли отвесные скалы, горы, до которых добраться на той технике, которая была у нас было нереально.

До сих пор помню это. В глаза сразу бросились необъятные просторы, который окружали нас со всех сторон. Это были огромные, раскинутые на десятки, сотни тысяч «футбольных полей» — холмы, с растущими на них деревьями (елей, сосен), которые уходили далеко за горизонт; хребты, вершины гор, которые поражали своим величием и масштабом.

Почти рядом над головой плыли облака. Это было нечто, невообразимое. Это был Храм. Одно слово — один, большой, сплошной Храм. Только без окон, без привычных стен, дверей. И, тебя словно что-то подхватывало на «мягкой подушке» и уносило туда, в непроглядную бесконечную даль. И мы тогда все это живо чувствовали.

И это было здорово, невероятно, потрясающе. Мы выбрали место для Поклонного Креста и принялись устанавливать его. Это заняло у нас тоже немало времени. Так как пришлось много чего доделывать, чего не успели сделать раньше и, после, уже водрузили Крест на прочное основание.

Дело уже шло к вечеру. Как только мы закончили работу, зашло солнце. Стало быстро темнеть и освящение Креста, мы решили отложить на следующий день. Мы разбили палатки и провели ночь на перевале. Это была дивная, удивительная ночь. Мы лежали возле костра, пели песни, шутили, общались и бросали взгляды в ночную гладь бездонного неба и на звезды.

С утра, как только забрезжили первые лучи солнце, мы встали, позавтракали и направились ко Кресту. Совершили Чин освящения. Мы молились всей группой, крестились. Некоторые из нас подхватывали на лету знакомые молитвенные песнопения. Затем каждый поцеловал Древо Новосооруженного Креста.

Потом, мы еще долго стояли возле него. Лицезрели объект своего творения, снимали его на свои гаджеты и, сами фотографировались на его фоне. Так проведя еще какое-то время на перевале, ближе к обеду, мы тронулись обратно в путь.

Мы видели в последний раз эти горы, величественные и роскошные, которые так нам запомнились, и к которым мы так успели привыкнуть. Впереди была дорога назад, домой. И нам явно не хотелось покидать их. Они завораживали, манили нас какой-то своей загадочной и неодолимой силой. И нам было где-то горько, грустно на душе, и, в то же время, необычайно радостно, потому что мы сделали большое и благое дело. И, это понимал каждый из нас.

Да, мы были здесь. Мы проложили путь, освятили это место. Привнесли в этот нетронутый и девственный уголок земли — жизнь, мечту, надежду. И, теперь многие пойдут (поедут) этим путем. Кто-то устремится сюда, чтобы проверить свою судьбу на прочность. А, кто-то будет искать, и обретать тут Бога. Другие просто, чтобы хорошо и с пользой провести время. Ведь горы они одни и для всех. И, каждый найдет здесь что-то свое родное и близкое.

Так мы закончили свою турпоездку. Впечатлений осталось масса. И, я уверен, что каждый из нас никогда не забудет эту поездку. Ведь такое не забывается…

иерей Максим Фомин г.Североуральск

Узнать подробнее о турпоездке, можно на моей соц. странице ВКонтакте, здесь по ссылке https://vk.com/@fominmaxim-pereval-dyatlova