Сегодня, 27 ноября, на открытии пленарного заседания регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл выступил с докладом по теме Чтений: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
— Есть расхожий взгляд на святого благоверного великого князя Александра Невского как на мудрого политического деятеля, умело лавировавшего между востоком и западом, показавшего нам пример тонкой политики и взвешенного баланса между этими двумя центрами силы. Не буду сомневаться в том, что пример благоверного князя в вопросах мудрой и взвешенной политики полезен и поучителен. Но хотел бы расставить акценты немного точнее. Воспринимая Русь, как некоторую прослойку между великими цивилизациями Востока и Запада, сохранившуюся и развившуюся только благодаря какой-то особой мудрости или даже хитрости – мы погрешим перед собственной судьбой и исторической правдой. Думая о себе, как культуре евразийской, некотором диковинном искусственном соединении Запада и Востока, мы рискуем впасть в комплекс неполноценности. Русь — и не полноценный Запад и не вполне Восток, мы «не мышонок, не лягушка – а неведома зверушка». Если так о нас думают наши враги, это понятно. Но когда мы начинаем думать так сами – это самооговор и самоубийство, — сказал архипастырь.
— При желании можно изучать влияние на русскую культуру, политику, быт той или иной традиции, западной или восточной, но это никак не свидетельствует о несамобытности нашей русской цивилизации, нашего исторического проекта. Ведь никто не ставит в укор западной цивилизации использование арабских цифр или китайской бумаги и китайского же пороха. Взаимодействие разных культур и взаимное обогащение не обозначает ущербности, подобно тому, как человек, открытый новому знанию и новому опыту как раз оценивается как мудрый и живой. Изучая лишь влияния на Русь Запада или Востока, можно упустить — а на что именно наслаиваются эти влияния, что, собственно, составляет суть нашей Русской цивилизации? Этот вопрос мы должны перед собой ставить и ответ на него находить в житии святого благоверного великого князя Александра Невского и прочих, единодушных с ним, святых. Мы должны наконец признаться сами себе, что это не Русь между Западом и Востоком, а Запад и Восток у нас по краям. Некоторые государства, с которыми имел отношения Александр Невский, вообще исчезли – Великое княжество Литовское, Ливонский орден, Золотая Орда. Да, собственно, никто из действующих на политической сцене того времени государств, не сохранил своего значения до нынешнего времени. А Русь, хотя и преодолевала невероятные потрясения, но росла, крепла и наблюдала над умалением тех игроков, которых ранее считала равными или даже сильнейшими. То, что мы не только сохранились, но и весьма преуспели, говорит о том, что наша цивилизация была сильнее. Никакими мудрыми заимствованиями нельзя объяснить наш успех. Можно только признать, что такие люди как святой благоверный великий князь Александр, его сын святой князь Даниил Московский и целый сонм святых, заложили сильное святое семя для будущего роста великой русской цивилизации, великой русской судьбы, такой широкой души, которая нашла себе форму в уникальном феномене Российской Империи. Сила этой Православной Империи поддерживалась не грабежами колоний, как у всех остальных империй, а могучем союзе народов и судеб, объединенных такой русской правдой, в которой сотням народов было за счастье находиться под властью справедливого русского Белого Царя – наследника святого благоверного великого князя Александра Невского.