Собор во имя святого преподобного Максима Исповедника (г. Краснотурьинск) | Серовская епархия

Собор во имя святого преподобного Максима Исповедника (г. Краснотурьинск)

Центральный придел –  во имя святого преподобного Максима Исповедника

Левый придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского

Правый придел — во имя святителя Николая Чудотворца

Престольные праздники:  26 августа (13 августа по старому стилю); 3 февраля (21 января по старому стилю); 12 сентября (30 августа по старому стилю); 6 декабря (23 ноября по старому стилю); 22 мая (9 мая по старому стилю); 19 декабря (6 декабря по старому стилю).

Расположен по адресу: 624440, Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Карпинского, 13

Настоятель: протоиерей Андрей Лимонов

Клирики:

иерей Анатолий Чулочников,

иерей Александр Конашин,

иерей Иоанн Любич,

иерей Владимир Вотинов.

Контакты:

Телефон: +7(34384) 3-55-97, 3-55-98

Электронная почта: hrammaxim@mail.ru

Сайт: http://hrammaxim.ru

Время работы:

ежедневно с 08.00 до 20.00

От автовокзала до храма можно проехать следующими номерами маршрута автобусов № 2, 7, 12. От железнодорожного вокзала до храма можно проехать маршрутами автобусов № 2, 7, 12, 13.

История собора

Турьинский приход возник во второй половине XVIII столетия и своим основанием обязан уральскому горнопромышленнику Максиму Походяшину. Ему нужна была медь для Богословского завода (ныне Карпинск), поэтому он и открыл в 12 -ти верстах от завода, на левом берегу Турьи медные рудники.

В 1760 году при этих рудниках было положено начало селению «Турьинские рудники». Их первыми жителями были приписанные к рудникам крестьяне различных уездов Пермской и Тобольской губернии, ссыльные и беглый люд, который охотно принимали на тяжелые работы. Население турьинских рудников первоначально входило в состав Богословского (Введенского) прихода (ныне Карпинск). Когда же число жителей значительно увеличилось, владелец рудников Григорий Походяшин, сын основателя рудников Максима Походяшина, испросил у Тобольского епископа Варлаама благословение на постройку деревянного кладбищенского храм при Васильевском или Турьинском руднике. Храм был заложен в 1782 году, а в 1787 году освящен во имя преподобного Максима в память основателя рудников максима Походяшина и приписан к Богословскому Введенскому собору. В 1795 году Турьинский кладбищенский храм был обращен в приходскую церковь с определением в ней особого штата священнослужителей.

В 1829 году Максимовская церковь сгорела до основания. После такого несчастного случая жители долго оставались без храма. Богослужения проходили в молитвенном доме, за совершением таинств жители обращались в Богословский собор.

Горный начальник Богословских заводов М.И. Протасов в 1842 году обратился к главному начальнику горных заводов Уральского хребта, генерал-лейтенанту В.А. Глинке, с ходатайством о строительстве каменного храма во имя Святого Максима Исповедника на месте сгоревшей церкви. Протасов был озабочен нравственным состоянием населения и считал необходимым как можно скорее строить церковь. Он предлагал создать храм, вмещающий 800 человек. А население рудников в то время составляло 8000 жителей. К рапорту Протасов прилагал проект, разработанный архитектором Гороблагодатских и Богословских заводов Александром Делюсто по образцу Высочайше утвержденных церквей в Византийском стиле. Архиепископ Пермский и Верхотурский Аркадий благословил строительство церкви и утвердил проект. Но только в январе 1844 года министр финансов, генерал от инфантерии, граф Е.Ф. Канкрин распорядился ассигновать строительство. Существует историческое мнение о том, что император Николай 1 выделил 20 тысяч рублей на постройку храма.

К строительству церкви приступили в 1844 году. В сентябре 1845 года Турьинские рудники посетил президент Императорской Петербургской академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Увидев на месте строительства только заготовки для фундамента, он повелел ускорить возведение храма. Но лишь в марте 1847 года в Екатеринбурге в присутствии В.А.Глинки состоялись торги, в результате которых постройку церкви за двадцать тысяч рублей взял на себя купец 3-й гильдии Сергей Яковлев. А строил ее нижегородский крестьянин, крепостной графов Блудовых, Никандр Трухин. Настоящее строительство церкви развернулось в мае 1847 года под наблюдением архитектора Богословских и Гороблагодатских заводов Павла Шилова. В Петербурге В.А.Глинка договорился со свободным художником Императорской академии художеств Алексеем Максимовым и архитектором Гавриилом Пономаревым, чтобы по утверждённому эскизу они изготовили иконостас. Резчиком был мастер позолотного цеха Иван Владимиров. За изготовлением иконостаса и написанием икон наблюдал архитектор Иван Свиязев, в 1838-1846 годах служивший старшим архитектором Комиссии по сооружению храма Христа Спасителя в Москве. 29 марта 1851 года горный начальник Богословских заводов подполковник Б.И. Кениг выдал главному смотрителю казенных металлических караванов титулярному советнику Степанову квитанцию о том, что пятиярусный иконостас и иконы для храма доставлены успешно. Строительство церкви завершалось. И в июле 1852 года был освящён престол во имя преподобного Максима Исповедника.

В апреле 1854 года из Петербурга в Турьинские рудники был отправлен запрестольный образ Распятия Иисуса Христа, исполненный А.Максимовым. Автор множества иконостасов для петербургских и провинциальных церквей академик Алексей Максимов — ученик знаменитого Карла Брюллова, который 13 лет жил и работал в Италии. Так родилась версия об «иконах итальянской живописи» Максимовской церкви.

В 1861 году в храме были устроены два придела: во имя Святителя Николая Чудотворца (в память Императора Николая I) и во имя Святого Благоверного князя Александра Невского (в память царя-освободителя Александра II), а в 1863 году стены украсились живописью. В 1890 году была приобретена икона Знамения Пресвятой Богородицы работы монахинь Понетаевскаго монастыря Нижегородской епархии, пользующаяся особенным почитанием местных жителей. Перед ней почти ежедневно служили молебны с акафистом.

На протяжении многих десятилетий Максимовская церковь была духовным центром Турьинских рудников и близлежащих селений. К Храму Максима Исповедника были приписаны каменная церковь во имя Архистратига Михаила на Фроловском руднике (ныне посёлок Медный) и часовни в Турьинских рудниках и соседних деревнях.
Прихожане работали в рудниках, занимались мелкой добычей золота, перевозкой необходимых для рудников и заводов материалов и отличались некоторой зажиточностью сравнительно с крестьянами других местностей. Это давало им возможность часть своих доходов тратить на благотворительность.

Все пути вели в Храм. Пятиглавый красавец сиял золотыми куполами, возвышаясь над селением, как небесный корабль. Площадь, где он находился, называлась Максимовской (ныне это перекрёсток улиц Карпинского и Октябрьской). Небесные голоса колоколов звучали мощно и раздольно, созывая прихожан на службу. Низкий бас большого колокола будил людей в зимовье Волчанском, что за 20 км и вел за собой в Храм. Он вмещал большое количество прихожан, был обширным и величественным. Богослужения проходили очень красиво, хор певчих отличался хорошими голосами, умелым и стройным пением.

Построенная на средства из казны Богословских заводов, церковь принадлежала к горному ведомству и лишь в 1873 году была передана Пермской Духовной консистории. По штату ей вначале полагалось три священника, два диакона и четыре псаломщика.

Стефан Попов

В 1855 году настоятелем Максимовской церкви был назначен Стефан Попов, отец изобретателя радио  А.С. Попова. Семья Поповых оказала большое влияние на культурную жизнь Турьинских рудников. Помимо служения в церкви, отец Стефан в 1855-1878 гг. учительствовал в Турьинской горной школе, был наставником детского приюта, в котором беспризорные дети обучались грамоте и ремёслам.

Домашняя школа для девочек, организованная С. Поповым и его женой, положила начало женскому школьному образованию в Турьинских рудниках. Стефан Попов содержал эту школу в своём доме с 1861 до 1870 г., безвозмездно обучая девочек (ежегодно 25 детей) грамоте и Закону Божьему. Анна Степановна бескорыстно обучала девочек рукоделию. За этот долговременный полезный труд Пермская Духовная консистория объявила ей признательность и архипастырское благоволение.
Отец Стефан был не только настоятелем Максимовской церкви, но и Благочинным округа, в который входили 10 приходов. Округ охватывал весь север нынешней Свердловской области. Некоторые селения были удалены на 100 и более вёрст от приходских церквей, зимой до них можно было добраться только на оленях, а летом по воде. Нелёгким было служение приходских священников и Благочинного округа.

Храм — мученик

Огромная просветительская и духовная деятельность Максимовского храма продолжалась до 1934 года, когда решением Турьинского поссовета здание было передано ЮЗП.

Но аресты священников начались уже в 1920-е гг. В 1923 году Надеждинский (Серовский) райисполком заключил договор с общиной Максимовской церкви, а в 1929 году расторг этот договор. В 1936 году вышло постановление Президиума ВЦИК о закрытии храма. Колокола сняли и взорвали на пустыре за городом, храм обезглавили. Прихожане безуспешно пытались защитить церковь. Её хотели полностью разрушить, но кладка была настолько крепкой, что храм выстоял.

Во время войны здание церкви служило складом для «Базстрой-НКВД», потом передано базе коопторга. В феврале 1956 года Свердловский облисполком принял решение о реконструкции здания бывшего Максимовского храма в широкоформатный кинотеатр. Все основные работы по реконструкции и отделке здания вели строители треста «Базстрой», а монтаж аппаратуры — работники областного треста «Культремснаб». Большую помощь оказали комсомольцы города. 28 декабря 1958 года в Краснотурьинске был открыт один из лучших в области кинотеатр «Россия». В день открытия демонстрировалась цветная стереофоническая кинобылина «Илья Муромец».

Возрождение

Всё возвращается на круги своя. В 1995 году городская дума приняла решение о возвращении Храма верующим. Весной 1996 года, по инициативе Генерального директора Богословского алюминиевого завода Анатолия Васильевича Сысоева, Правление завода приняло решение о реконструкции Максимовской церкви. В этом же году в храме начались богослужения. Настоятелем был назначен иерей Вячеслав Лисин. Пережив нелёгкое время реконструкции, он служил в Храме до завершения восстановления. Матушка Татьяна руководила хором певчих. Много сделал для Максимовской церкви её первый староста С.А. Шмелёв.

В 1996 году по заказу Богословского алюминиевого завода специалисты Уральской государственной архитектурно-художественной академии обследовали несущие конструкции храма и дали положительное заключение на их использование для воссоздания первоначального архитектурного образа здания. Финансирование работ по обследованию здания и реконструкции полностью осуществляется за счёт средств БАЗа. По поручению завода проектная организация ООО «Фирма «Терем» (г. Екатеринбург, директор В.И. Симиненко) выполнила проект реконструкции церкви, который был готов в 1998 году и согласован с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Специалисты заводского отдела капитального строительства постоянно сотрудничали с фирмой «Терем», внося необходимые коррективы в проектные решения. Работы по проектированию благоустройства и архитектурного освещения церкви велись проектно-конструкторским отделом БАЗа, Завод возрождает храм силами своих строительных организаций. Работники ООО «СтройБАЗ» (Управления строительства) под руководством С.С. Сайгофарова производят основные строительные работы. Облицовку куполов храма и изготовление крестов по поручению БАЗа выполнила ООО «Фирма «Терем». По заказу завода архитектурно-реставрационное объединение «Ордер» (г. Екатеринбург, директор А.В. Долгов) осуществило золочение крестов и разработало проект интерьера и внутреннего убранства храма.

26 августа 2001 года отмечалось 150-летие Храма. Разделить радость этого праздника к заводчанам приехал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, которому горожане благодарны за внимание и поддержку инициатив Богословского алюминиевого завода в возрождении духовных традиций. Владыка Викентий освятил церковные колокола, которые были подняты затем на звонницу храма Максима Исповедника. Все десять колоколов разного размера и звукового тона. Самый большой из них весит свыше тысячи трёхсот килограммов. Они отлиты умельцами из Каменск-Уральского, работающими в известной фирме колокольных дел мастеров «Пятков и К».
4 мая 2002 года. В этот день, такой яркий и солнечный, блистающий небесной синевой, снова раздавался колокольный перезвон. На церемонию освящения и поднятия крестов собралось множество народа. Высоко в небо взметнулись стрелы кранов. Максимовская церковь увенчалась крестами.

По инициативе Богословского алюминиевого завода возрождение главной святыни Краснотурьинска становилось делом всех жителей города. 11 октября 2002 года во Дворце металлургов состоялся Благотворительный марафон по сбору средств на завершение строительства храма. Накануне марафона администрация города Краснотурьинска на средства БАЗа выпустила благотворительные билеты достоинством 10,50,100 и 500 рублей. Ко дню марафона всем миром удалось собрать сумму около 1 миллиона рублей, а к моменту завершения на его счёт ещё поступила сумма в размере 400 тысяч рублей. Появились примеры возрождения Храма материальными ресурсами. Коллектив ОАО «БРУ» выделил строительные материалы на сумму 100 тысяч рублей.

Основные работы по реконструкции завершились. 27 августа 2003 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил Чин освящения Храма во имя Святого Преподобного Максима Исповедника. Состоялись Крестный ход и Божественная литургия. Пользуясь случаем, Архиепископ в торжественной обстановке вручил Генеральному директору БАЗ-СУАЛ А.В. Сысоеву икону царственных страстотерпцев членов семьи Николая II. А в январе 2004 года А.В. Сысоев был награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира III степени за большие заслуги в возрождении традиций русской православной церкви.

Храм возвращался к своему первоначальному облику. 23 июля 2004 года был освящён правый придел храма во имя святителя Николая Чудотворца. Завершив Чин освящения и окропив храм святой водой,  Владыка благодарил тех людей, от кого зависело строительство храма, подготовка к проведению служб и прихожан. А 1 февраля 2005 года Владыка Викентий совершил Чин освящения левого придела храма во имя Святого Благоверного Александра Невского. Затем состоялся Крестный ход вокруг храма.

Храм становился всё прекрасней. Изумительные по красоте иконы трёх иконостасов в стиле древнерусской живописи времён Андрея Рублёва были созданы под руководством Елены Харламовой в иконописной мастерской храма сошествия Святаго Духа в Москве. Талантливые художники объединения «Ордер» расписали своды и стены храма внутри. Они создали и монументальные мозаичные иконы на фасаде. Нерукотворный Образ Спасителя возвышается над центральным, западным входом, с восточной стороны — икона Максима Исповедника, на северной стене храма образ Александра Невского, южную украшает икона Николая Чудотворца. Освещая храм, солнце смотрит в окна, отражаясь на блестящей разноцветной мозаике стен и пола. Они выложены плитками из различных пород уральского мрамора и гранита. Изразцы украшают ниши стен.

Как любимое дитя, заводчане растили свой храм, ласкали и пестовали. С помощью «Прикамской инвестиционной компании» (г. Пермь) по крупицам восстановили роскошное декоративное убранство фасада. Как в русском тереме с луковками-куполами его украшают нарядные лепные кокошники и наличники с растительным орнаментом, а портики, фризы и вытянутая в длину форма храма-базилики напоминают о Византийской древности, откуда пришла к нам христианская вера. Великолепным красным испанским гранитом облицованы цоколь и крыльца. Кирпич и металл соединились в высокой фигурной ограде, отделяющей храм от пространства мирской жизни.

5 января 2006 года по Благословению Владыки Викентия были назначены: настоятелем Храма Максима Исповедника — иерей Андрей Лимонов, клириками — иерей Сергий Алахтаев, диакон Дмитрий Таранченко.

3 февраля 2006 года был завершён последний этап реконструкции Храма: работы по внутренней росписи, изготовлению икон типографским способом на холстах. На возрождение храма БАЗ-СУАЛ затратил более 95 миллионов рублей. Владыка Викентий, совершив Божественную литургию и Крестный ход, освятил Храм. А по окончании обряда он поблагодарил власти города Краснотурьинска, администрацию БАЗ-СУАЛ, строителей за благое дело восстановление святыни и от имени русской православной церкви вручил награды. Орденом Серафима Саровского II степени награждён А.В. Сысоев вице-президент ОАО «СУАЛ-Холдинг» по Уральскому   региону. Орденом Серафима Саровского III степени награждены: В.Е. Михель Глава городского округа Краснотурьинск; С.Н. Аминов — Генеральный директор БАЗ-СУАЛ: И.И. Граматик -управляющий Северным округом. Патриаршими грамотами награждены: А.Б. Петунин -директор по капитальному строительству и реконструкции БАЗ-СУАЛ; Е.В. Клевакин -главный инженер ОКСа БАЗ-СУАЛ; С.С. Сайгофаров — Генеральный директор ООО «СтройБАЗ»; творческий коллектив ООО «Архитектурно-реставрационное объединение «Ордер» (директор А.В. Долгов). За усердное служение Церкви Божией удостоены права ношения: наперсного креста — иерей Вячеслав Лисин, камилавки — иерей Андрей Лимонов, набедренника — иерей Сергий Алахтаев.

«С возрождением Храма Максима Исповедника возродится нравственность, всё доброе и светлое, что изначально есть в человеке. Да хранит вас Господь!» — так благословил краснотурьинцев Владыка Викентий.

Путь к истине

Богословский алюминиевый завод возродил из небытия прекрасный Дом Божий. Смиряя гордый дух века и человеческой природы, Храм указывает путь духовного и нравственного совершенствования, очищения от пороков и страстей. Это путь любви, добра и света. Врата Храма распахнуты для всех. Здесь читают акафисты Святым — нашим великим учителям, подвижникам благочестия и веры. В пятницу, субботу, воскресение и в дни православных праздников проходят богослужения. Совершаются таинства крещения, миропомазания, исповеди, святого причастия, соборования, венчания. В храме есть книжная лавка и православная библиотека. Молодёжный клуб обогащает юношей и девушек знанием христианской культуры, воспитывает высокую нравственность и патриотизм. В церковно-приходской школе занимаются дети с 6 до 14 лет и их родители. Они изучают Закон Божий. Педагоги развивают духовные, нравственные качества и творческие дарования своих воспитанников. Юные ученики воскресной школы это будущее Храма. Пусть оно будет благодатным.

 http://hrammaxim.ru/index.php/history/47-2009-11-22-19-46-07

В связи с образованием Серовской епархии (журнал № 4 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2018 года) храму преподобного Максима Исповедника г. Краснотурьинска присвоен статус собора.