21 марта Церковь празднует Торжество Православия

Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия. В неделю, то есть в воскресенье, первой седмицы Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, проводя четкое разделение истины и лжи.

Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия.

Сегодня это богослуж­ение представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо сущест­вовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об и­конопочитании, но и все догматы и постанов­ления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев.

Во время этого праздника в середине храма выставляются полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце литургии ­священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, мол­ясь Господу об утверждении в вере правосла­вных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от ­Церкви.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 6

Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.