В социально-реабилитационном центре для подростков г. Нижняя Тура продолжаются виртуальные путешествия в историческое прошлое православной Руси. В центре внимания – жития святых: Бориса и Глеба – сыновей Владимира-Крестителя, а также святой блаженной Матроны Московской, нашей современницы. Их имена запечатлены особым смирением на великом древе святости земли русской.
Современному человеку трудно понять, как можно возрастать в смирении, если преуспеваешь в добродетели. Наглядное объяснение этому находим у аввы Дорофея, который спросил у знатного жителя провинциального города: «За кого ты считаешь себя здесь?» Ответ был незамедлительным: «За первого в городе!» По мере перечисления больших городов знатность гражданина все уменьшалась: от последнего из вельмож…до простолюдина. Когда же ему было предложено представить, что он явится в царский дворец, то озадаченный провинциал почувствовал себя почти нищим.
«Вот так и святые, – пояснил ему авва Дорофей, – чем больше они приближаются к Богу, тем более видят себя грешными».
Мир гнал блаженную Матрону, как и Господь, не имевшую где главу преклонить. А она радовалась этому, получая то, к чему стремилась, чего искала – святому смирению.
Братья Борис и Глеб после смерти своего отца видели в Святополке наставника. «Я всегда делал только то, что велел мне мой отец, — сказал Борис. — Теперь за отца у меня старший брат. А власть и слава мне не нужны».
Известие о смерти Бориса ужаснуло Глеба. И его ожидает смерть. Однако Святополк — старший брат, теперь он всем им заменяет отца. А долг сына — быть послушным отцу. Был же послушен Богу Отцу Господь наш Иисус Христос. Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Каждый из них сделал свой выбор: Что важнее: тело свое погубить, а душу спасти, или душу свою погубить, а тело спасти?