Впервые в Серове на базе духовного центра “Преображение” прошел съезд «Братства православных следопытов». На слете собрались ребята от 9 до 15 лет из Серова, Лесного, Красноуральска, поселков Восточный и Рудничный. В Серове «Братство православных следопытов» (БПС) начало развиваться год назад. Движение курирует и развивает настоятель кафедрального собора в честь Преображения Господня иерей Симеон Шестаков. Основы братства познают несколько десятков юных серовчан. Ребята носят форму, получают нашивки за выполнение разнообразных поручений. Съезд в Серове проходил при поддержке фонда президентских грантов. Встречу организовали в дни осенних каникул — 5 и 6 ноября. Первый день съезда начался с торжественного построения, где дети представили свои патрули. Название отрядам дети придумывают сами, как и флаги, которые ребята делают из подручных материалов.
Съезд открыл духовник Екатеринбургского регионального отделения БПС, руководитель Знаменской дружины, священник из Лесного Алексий Занозин. — Год назад приехали сюда, чтобы открыть отряд, и вот уже проходит слет, на котором собралось несколько городов. Это здорово. Духовному центру дарю подарок — икону Святого царевича Алексея, покровителя православных следопытов. Царевич в скаутской форме, с галстуком, на груди изображена лилия. Скаутинг, разведчество, следопытство появилось в России еще до революции и царевич Алексей был скаутом, следопытом — как вы, — пояснил ребятам отец Алексий.
После торжественного построения дети направились в комнаты, где им предстояло провести ночь. Ребята раскладывали на полу спальники, пенки. Все это происходило без вмешательства взрослых. Отец Алексий обратил внимание, что подобные сборы помогают расти как детям, так и взрослым. — Когда дети общаются друг с другом, они раскрываются, начинают дальше расти. Более того, начинают расти педагоги. БПС — разновозрастное объединение. Ребята видят других ребят, смотрят сколько у них нашивок, специальностей и начинают тянуться и развиваться. В этот момент большая ответственность лежит на инструкторах, им тоже надо развиваться. Дети узнают о других (инструкторах, — прим. «Глобус») и начинают со своими сравнивать. Поле деятельности инструктора широкое — это морское дело (как у нас, в Лесном), православная педагогика, разведчество, походное дело, выживание, медицина, поварское дело и много других направлений, в которых развиваются ребята. Для этого инструктор должен «гореть» и сам расти, — пояснил отец Алексий. Батюшка рассказал, что означает девиз “Будь готов”. По словам духовного наставника, это быть готовым прийти на помощь ближнему в любой момент. Отец Алексий пояснил, что разведчество — это вид христианского служения. В БПС учат детей грамотно оказывать доврачебную помощь. Чтобы не растерялись в любой ситуации, и другие, глядя на них, могли «загореться». Священнослужитель рассказал, что обозначает жест, которым пользуются следопыты: “Три пальца — Служение Богу, отечеству и ближнему. Два пальца — большой накрывает маленький — старшие помогают младшим”.
Отец Симеон Шестаков дополнил, что в БПС дети учатся принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. — Ребята будут ночевать в здании духовного центра в спальниках, на пенках. Конечно, ночевать на полу немного не то, когда спишь на земле. Это дети поймут, когда пойдем в поход. Все делаем в рамках реализации президентского гранта “Тропами Северного Урала”. Планируется, что летом пойдем в поход и дети будут ночевать в походных условиях, — отметил отец Симеон. — Никаких привилегий у младших нет. Требования ко всем одинаковые. Малыши тянутся за старшими. Священнослужитель привел пример, который наглядно показывает, на сколько можно и нужно верить в детей, в их способности. Этот случай произошел во время подготовки к сборам. В родительском чате было указано — подготовить флаг. Тут же включились активные родители, которые предложили купить древко в магазине и нарисовать животное, в чью честь назван патруль. — Пришлось все остановить, дети должны все сами сделать. Древко, на котором держится флажок — дети ищут сами. Оно из леса может быть и поэтому такое кривое. На флажке рисуют сами, сами все придумывают, — уточнил отец Симеон. — У родителей есть такая опека — ребенку дать все лучшее, чтобы он развивался. А он не будет развиваться на готовом, он будет развиваться, когда сам решает задачи. Сегодня (5 ноября, — прим. “Глобус”) приехали ребята из одного города и малыши забыли патрульный флажок. Стоят, голову чешут — как на построение идти без патрульного флажка. Сказал: “Ищите выход, решайте”. Спустя пять минут заглядываю — режут ткань, где-то палку нашли, проблему решили. Если родители готовы жертвовать своей родительской гиперопекой и понимают, для чего это нужно, развитие будет. Вместе с детьми могут делать, за детей делать — нет. Учим детей принимать решения и отвечать за них.
В фойе первого этажа расположен лист, на котором отмечаются достижения патрулей. Самая максимальная оценка — 10 баллов. Оценивается внешний вид скаутов, дисциплинированность, достижения, полученные во время мастер-классов, и многое другое. Оценки бывают положительными и отрицательными. Отрицательный балл можно получить за нецензурную брань, беспорядок. Отец Симеон отметил, ребята видят проставляемые оценки и понимают, что им нужно подтянуть, над чем поработать. Это определенным образом их стимулирует.
В утренние часы второго дня слета проводились мастер-классы. В здании духовного центра ребята учились собирать походную палатку, изучали азы альпинизма. Все проходило спокойно, дети рассуждали и выслушивали сверстников, взрослые дополняли детские знания.
На улице патрули учились разжигать костер. Опытный турист Алексей Спиридонов рассказал, какие виды костров существуют и для чего они нужны. Во время мастер-класса ребятам предстояло сложить костер в виде колодца и сделать так, чтобы пламя костра прожгло висящую над ним нитку.
За тем, как десятилетняя Валентина разжигает костер, наблюдала Ольга Баранова. Женщина рассказала, что они из Серова и девочка в БПС находится всего год. — Считаю, что это полезно. Скаутский отряд учит самостоятельности. Мы привыкли детей опекать: «Одень то, не ходи туда». Мы думаем, что у нас дети маленькие. Оказывается, они многое умеют. Мы спали сегодня в духовном центре. Мальчики — в своей комнате, девочки — в своей, а взрослые — отдельно. Дочь сложила спальный мешок быстро, хотя я со своим долго не могла справиться, — смеясь рассказала серовчанка. — Конечно, взрослые присматривают, но не вмешиваемся. Но хочется вмешаться. Легче самой становится, когда отбрасываешь этот излишний контроль. Дочке 10 лет. Занятия проходят два раза в неделю. Девочки изучают домоводство, их учат, как правильно сходить в магазин, знают, что в штрих-кодах на продуктах и вещах написано, знают, как правильно стирать вещи — на этикетках это есть. Учат правильно сервировать стол, как сложить салфетки. Поделки делают. Дочь Ольги — участница патруля “Хитрые лисы”. Этому отряду удалось первыми сложить правильный колодец, поэтому ниточка над костром перегорела первой. Дети это восприняли с восторженными криками. — Нравится сюда ходить, научилась костры разжигать, — рассказал Валя, радуясь маленькой победе. — Нравится ходить на домоводство, да все тут нравится. Маму учу чему узнала, рассказываю, как интересно день проходит.
В БПС приходят семьями. Так получилось у Анны Пустозеровой, из Лесного. Первым в БПС поступил ее сын, потом женщина пошла вслед за ребенком. Теперь Анна — руководитель морского отряда братства в честь казачьего атамана Семена Дежнева. — В братстве третий год. В БПС ребенок понимает слово “ответственность” не в теории, а на практике. Он самостоятельно ложится спать, сам одевается, учится социализации на практике. Задача руководителей братства — не контролировать, а направлять детскую деятельность. Ребенок принимает сам решение и несет за него ответственность. Как только начинает вмешиваться взрослый, ребенок теряет инициативу. Очень важно быть сторонним наблюдателем и невидимой рукой направлять, чтобы ребенок был в ощущении, что он это делает самостоятельно, — отметила жительница Лесного. — Взрослые перестали доверять детям, идет гиперопека. Сейчас сто процентов решений принимают родители, потом многие дети во взрослой жизни не умеют себя обеспечить. Не знают, что такое заправить кровать, они считают, что кровать, заправленная родителями, — норма. Теряем детей, не даем проявлять себя как личность. Анна Веретнова из Красноуральска приехала на съезд с сыном и дочерями. В БПС женщина несколько лет. — Братство дает ребенку силу воли, закалку духа, преодоление трудностей, возможность в жизненных неурядицах быстро взять себя в руки, быть самостоятельным, рассчитывать на свои силы, — поделилась женщина. — Детям тут интересно, весело, общаются с единомышленниками. Илария, четырнадцатилетняя дочь Анны, рассказала, что в БПС она уже больше двух лет. — Мне нравится ходить в походы, нравится заниматься. За все время научилась ставить палатку, разжигать костер. Получила несколько нашивок — швеи, пловца — летом на него сдавала, хотела сдать на навык “хитрый лис”, но меня нашли. Все эти навыки помогают быть устойчивыми, собранными в любой ситуации, — поделилась девушка. — Сверстники хорошо относятся к тому, что я в братстве, некоторых друзей привела в скауты.
На съезд из Екатеринбурга приехал начальник совета Братства православных следопытов Всеволод Кривцов. Он запланировал провести две встречи — с детьми и взрослыми. — 9 лет назад начинали с четырех детей, сейчас у нас 20 отрядов. Они не только в Екатеринбурге, по всей области рассредоточены. К нам присоединились северные регионы — Тюменская область, ЯНАО, ХМАО и другие области, — отметил Всеволод Кривцов. Мужчина рассказал о методах воспитания детей. — Сюсюкаться с детьми можно до трех лет. После этого мы разговариваем с маленьким, но достаточно взрослым человеком. Все, что имеем впоследствии у подростков, заложено с 3 до 7 лет. Надо разговаривать серьезно и прислушиваться к тому, что они говорят. Я не могу указывать детям, могу дать вектор движения и сказать, что надо учиться у взрослых положительным вещам. Мы находимся в детской организации и тут должен присутствовать игровой момент. Все, что делаем — проекция взрослой жизни, но, в то же время, это хорошая игра, много приключений. Родителей нужно убеждать в том, что ответственность очень высока будет за то, что они дали детям. В открытой среде, где нет ни гаджетов, ничего нет, приходится делать все самостоятельно. Мы ребенка видим таким, какой он есть. Это все можно откорректировать. Надо понимать, так как мы работаем с подростками, это последний шанс. Еще в подростковом возрасте что-то можно изменить и надо торопиться. Бывает, что к нам приводят ребят, у которых не сформированы социальные правила и нормы, и есть два-три года, когда что-то можно изменить. Хорошо, что есть такая педагогическая система — скаутинг. Эта система работы в малых группах, на природе, очень активная, самостоятельная.
Слова начальника совета БПС подхватил отец Симеон Шестаков. — Детям понравилось вечернее мероприятие “Свечка”, где они учились не только говорить, но и слушать. Это важно. Подобного рода съезды дают общение «глаза в глаза». Этого сейчас мало. Взрослые и дети много сидят в гаджетах, общаются там. Общение онлайн — это не общение с людьми. Это мертвые слова, сухие буквы, просмотр видеороликов, которые совершенно ничего не дают. А общение “глаза в глаза” позволяет ребятам раскрываться, — отметил священнослужитель. — Создавать такие условия — цель нашей работы. Самый главный навык содержится в клятве следопыта — любовь к Богу, к родине, ближнему, верность друг другу. Во вторую очередь накладывается навык туризма, какие-то основы выживания, самое главное — здоровье душевное и сердечное, то, что мы хотим детям дать. Батюшка Симеон уточнил, что попасть в Братство православных следопытов просто. Для этого необходимо подойти в Преображенский собор, в церковную лавку, взять бланк заявления. В братство принимаются мальчики и девочки от 8 до 18 лет.
Информация и фото с сайта serovglobus.ru.