7 февраля 2021 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви. Это день памяти российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. В этот день молитвенно вспоминаются все те, кто не убоялся смертной казни, а исповедовал свою твердую веру во Христа и свою верность Церкви православной. На сегодняшний день в составе Собора новомучеников — более 1700 имен.
В Краснотурьинске традиционно в этот день служится лития у Поклонного креста на территории собора преподобного Максима Исповедника. Литию служил протоиерей Андрей Лимонов.
Среди злодейски убитых, замученных в годы гонений было неисчислимое количество православных — мирян и монахов, епископов и священников, церковнослужителей, ученых, интеллигенции, простых рабочих и крестьян, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Это были обычные люди, такие же, как и мы, но их отличала особая духовность, доброта, отзывчивость, сердечность, широта русской души, напитанной тысячелетней христианской историей и культурой, вера в Бога и верность своим религиозным убеждениям. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа.
На Урале, по данным протоиерея Валерия Лавринова, руководителя Церковно-исторического общества Екатеринбургской епархии, всего в 1918-1944 году было репрессировано не менее 334 священнослужителей (из них расстреляно 146 человек). Во всей Свердловской области к началу войны оставалось 20 церквей. В соседних – еще хуже: в Пермской – 6. В Челябинской – 1, в Курганской – ни одного. К 1938 году на Урале не осталось ни одного епископа, только в 1937-38 году в Свердловской епархии были расстреляны семь архиереев. Политика «красного террора» привела фактически к разгрому уральской церкви.
Священномученик Александр Адрианов
Родился в 1858 году в семье священника и с детства желал стать священником. Окончив семинарию, был рукоположен в 24 года настоятелем Трехсвятительского храма при Нижне-Туринском заводе Екатеринбургской епархии. Ревностный и достойный пастырь, много потрудился как законоучитель, храмоздатель, член различных комитетов и обществ. Вся его жизнь была наполнена служением своей пастве, деятельной любовью к ближним.
Осенью 1918 года на Среднем Урале шли активные бои между Белой и Красной армиями.
Нижне-Туринский завод и его окрестности находился под властью большевиков, которые жестоко обращались с местным населением, в том числе и со священниками. В связи с убийствами нескольких священнослужителей большинство оставшихся покинули места своего служения. Единственный, кто продолжал служение на своем приходе, совершая все положенные богослужения и проповедуя, был отец Александр Адрианов.
8/21 ноября 1918 года отец Александр был арестован прямо в храме во время праздничного богослужения и увезен на станцию Выя, которая находилась недалеко от Нижне-Туринского завода. 12/25 ноября отец Александр был расстрелян.
По свидетельству Шипицына, бывшего красноармейца, участника расстрела, «когда Туринского попа Адрианова вели на расстрел, он твердил «Господи помилуй, Господи помилуй меня грешного!», негромко, так полушепотом». Тело отца Александра было найдено через пять дней, слегка присыпанное снегом, со скрещенными на груди руками.
7 марта 2018 г. в московском Даниловом монастыре, на первом заседании Священного Синода было принято решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священника Александра Адрианова, с определением празднования дня его памяти 25/12 ноября.
15 марта 2018 г. в г. Екатеринбурге в Храме-на-Крови прошла канонизация священномученика Александра Нижнетуринского (Адрианова).
Священномученик Аркадий Гаряев
В 1907 году диакон Аркадий был рукоположен в сан священника и определен на службу в церковь Петра и Павла села Петропавловского (ныне г. Североуральск). Здесь он преподавал Закон Божий в местном земском училище и начал миссионерскую деятельность по просвещению вогул.
Отец Аркадий писал о месте своего служения: «Село Петропавловское находится при слиянии двух горных рек — Ваграна (притока Сосьвы) и Колонги. Со всех сторон село это окружено горами и мало еще тронутыми хвойными лесами. В ясную погоду отсюда видны во всей своей дикой красоте высокие точки Северного Урала — Денежкин камень, Золотой, Кумба и целые гряды других…
27 февраля 1914 года отец Аркадий был переведен священником Свято-Николаевского храма в село Боровское Камышловского уезда. Это село стало последним местом его служения.
14 июля 1918 года отец Аркадий совершал в храме венчание. Обводя венчающихся вокруг аналоя, он вдохновенно пел, прославляя святых мучеников: «Святии мученицы, добре страдальчествовавшие и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим…»
Звон колоколов услышали въехавшие в село красногвардейцы, которые сразу направились к священнику в церковь, отвели его к оврагу и заставили отца Аркадия вырыть себе могилу. Когда могила была готова, священнику велели лечь в нее лицом вниз, после чего он был заколот шестью штыками.
Жители села просили разрешить им взять тело священника, чтобы похоронить его по-христиански. Но красногвардейцы распорядились по-своему — они сбросили его в яму, в которой хоронили падший от болезней скот.
Взять тело священника жители смогли лишь после ухода красногвардейцев. 24 июля состоялось отпевание отца Аркадия, он был погребен в склепе за алтарем Никольского храма. В 2002 году отец Аркадий Гаряев был причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. В июне 2007 года были обретены его святые мощи, которые ныне почивают в монастыре Похвалы Божией Матери, расположенном в селе Боровском.
Также священнослужители и прихожане собора Максима Исповедника в этот день почтили память последнего — до разрушения храма — настоятеля протоиерея Ювеналия и девятнадцати прихожан, пострадавших от политических репрессий в 1936 году. Ювеналий был обвинен в создании контрреволюционной ячейки в Турьинских рудниках и приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 3 января 1938 года. А девятнадцать жителей Турьинских рудников — прихожан храма — приговорили к 10 годам трудовой исполнительной колонии. Почти все они умерли в заключении. До реабилитации, которая последовала спустя 18 лет, дожили только два человека.
Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!