Досточтимые отцы, иноки и инокини, уважаемые представители государственной власти, дорогие братья и сёстры — участники епархиального этапа XXXIV Международных Образовательных Рождественских Чтений, сердечно приветствую всех вас!
Господь по милости своей вновь позволил нам встретиться!
Наша встреча носит название Рождественских Чтений потому, что главное заседание этого форума традиционно проходит в январе, в начале нового года, когда весь православный мир празднует Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Рождество Христово всегда связано в сознании людей не просто с ощущением праздника, но и сокровенной тайной вхождения Бога в мир, в человеческую историю для того, чтобы мир преобразился, для того, чтобы человек освободился от довлеющей над ним власти греха и смерти, познал Божественную любовь и встал на путь спасения для обретения вечной жизни – «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Вся история человечества до Рождества Христова, по сути, есть история поисков Бога, когда лучшие умы пытались понять, кто же является источником той сверхъестественной силы, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек.
На пути богоискательства люди, пытаясь обрести истину, впадали во всевозможные заблуждения. Но ни примитивный страх человека перед грозным явлением природы, ни обожествление природных стихий, идолов, а порой и самого себя, ни даже те немногие прозрения, которые озаряли философов-язычников, не привели людей к истинному Богу. И «когда мир своею мудростью не познал Бога» (1 Кор.1,21), Он благоволил Сам снизойти к людям. Духовными очами мы созерцаем великую благочестия тайну: Творец уподобляется творению, принимает природу человеческую, претерпевает уничижение, умирает на кресте и воскресает. Все это превосходит человеческое понимание и является чудом, раскрывающим полноту Откровения Бога людям о Самом Себе.
Святой апостол Павел пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4,4-5).
Христос родился – и мир обрел надежду, Христос родился – и любовь царствует во веки, Христос родился – и небо приклонилось до земли, Христос родился – и Вифлеемская звезда указывает неложный путь к Богу, Христос родился – и никто да не верит в торжество зла, ибо мы спасены благодатью через веру; сие не от нас, Божий дар (Еф.2,8).
Праздник Рождества Христова говорит нам о самом главном: мы призваны научиться любить Бога и служить Ему, нашему Спасителю — Тому, Кто даровал это спасение всем народам и на все времена, Кто и ныне простирает Свои объятия к каждому из нас. Обретая навык истинного почитания Бога и благоговейного предстояния перед Ним, мы вместе с тем научаемся служить и нашим ближним, являя веру, действующую любовью (Гал.5,6).
Дорогие братья и сестры! 2025-й год — год особо памятный для Русской Православной Церкви, молитвенно отмечающей 100-летие со дня преставления ко Господу святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, — Предстоятеля, на долю которого, по жребию Божию, выпали суровые испытания революционными потрясениями, гражданской войной и началом жестоких гонений на веру. Со смирением и кротостью, соединенными с ревностью о деле Божием и горением духа, совершал Святейший Тихон вверенное ему служение, умоляя пасомых не сходить с пути крестного и хранить верность Православной Церкви. Памяти святого Патриарха Тихона будет посвящен один из докладов на нашем Пленарном заседании.
В этом году для обсуждения на Рождественских чтениях выбрана обширная тема: «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».
Нужно сказать, что в сознании многих людей существует устойчивый миф о том, что полного благополучия можно достичь, опираясь исключительно на достижения науки, на хорошее образование, на слаженную организацию управления, на стабильную политическую систему и добротные законы; и для того, чтобы уровень благосостояния населения постоянно увеличивался, во многих развитых государствах делается многое. Но разве то, что сегодня происходит в мире – и в богатых странах, и в бедных, – является свидетельством человеческого благополучия? А безудержный рост самоубийств? А увеличение числа психических заболеваний? А кризис семьи? А страшное и гнетущее чувство одиночества и отчуждения, когда человек осознает, что рядом с ним никого нет, что он совершенно один? Раньше он думал, что, не имея ни жены, ни детей, он обретает свободу, – а получается, что он добровольно обрекает себя на одиночество и тоску. Да разве можно перечислить все страдания мира сего?
Каковы же причины этих страданий? Ответ лежит не в плоскости политической или экономической, а в плоскости духовной – забвение людьми Бога, как источника жизни, забвение заповедей Божиих! Простой по форме, но глубокий по содержанию ответ на этот вопрос дает нам народная мудрость наших благочестивых предков, выраженная в пословице: «У кого Бог на первом месте, у того все в душе на месте!»
Во все времена важнейшей задачей Церкви является обращение человека к Богу, свидетельство о приоритете духовного начала в человеке над материальным, о важности утверждения жизни людей, важности построения бытия человека на основе Богом данных нравственных ценностей.
К сожалению, многие из тех, кто говорит и пишет в медиапространстве, на общественных ресурсах о духовно-нравственных ценностях порой имеют не вполне ясное представление о содержании этих слов и понятий. Под духовностью готовы понимать все, что угодно. Например, распространено мнение, что духовность сводится либо к широкой эрудиции, либо к высокоразвитому интеллекту человека, либо к посещению театров, музеев, концертов – т.е., к усвоению большого объема знаний в различных областях искусства, культуры, науки, а нравственность сводится к правилам поведения в обществе или к светскому этикету. Прилично ведет себя человек – значит нравственный. Но ведь человек внешне может совершать правильные поступки – быть вежливым, не воровать, не изменять жене, но делать он может это из желания получения похвалы, боязни наказания, боязни того, что измена жене может открыться для окружающих. Внешне человек поступает правильно, но поступки его при этом не являются нравственными.
В православной традиции под духовностью понимается нечто иное, а именно вертикальное измерение человеческого бытия – обращение человека к Богу. Потому что только через это движение к Богу, в человеке начинают раскрываться добрые качества его души, сердце омывается слезами покаяния и становится чистым, в человеке проявляются нравственные силы для стояния в добре. Православная традиция говорит о том, что нравственность должна отражать внутренний мир человека, должна быть сопряжена с духовностью – только тогда она может быть прочной и в ее основе будут объективные и ясные критерии для разграничения добра и зла. Таким образом, для нравственного человека совершение греховных поступков недопустимо по его внутренним установкам, определяемым заповедями Божьими.
Помочь правильно расставить жизненные приоритеты, привить юному поколению уважение и любовь к духовно-нравственным и культурным ценностям нашего народа призваны в первую очередь семья и школа. Но и, конечно, особая роль во всем этом процессе отводится Церкви.
Образование тесно сопряжено с воспитанием личности. Это, безусловно, сильная сторона нашей педагогической традиции. Важно сохранить эту особенность. Как справедливо отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, цитирую: «Духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран забывают уже, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать!» Действительно, общие нравственные ценности создают надежную основу для взаимодействия Церкви, других наших традиционных религий и государства. Человеку с детства необходимо объяснять, что стоит за словами: Бог, человек, любовь, вера, нравственность, семья, сыновний долг перед родителями, долг перед Родиной, добро, милосердие, трудолюбие, ответственность и честность.
И как бы современные либерально-ориентированные силы не пытались подвести эти понятия под некий знаменатель так называемых общечеловеческих ценностей, невозможно умалчивать, что у этих ценностей религиозное основание.
Будучи фундаментом русской культуры, Православная Церковь всегда укрепляла и поддерживала наш народ, сподвигала его на жертвенное служение и на труды на благо Отечества, на защиту государства и цивилизационных принципов нашей национальной жизни. Ярким примером такой поддержки является событие, которое мы будем скоро праздновать – это церковно — государственная дата — 4 ноября, Празднование Казанской иконе Божией Матери и День народного единства. Это праздник, напоминающий о торжестве веры и сплочённости русского народа в 1612 году. Смутное время стало уроком: отступление от нравственных основ и православной веры создаёт пустоту, заполняемую раздорами и предательством и, как следствие, народ забывает о своих духовных корнях, а корысть и разобщённость разрушают общество. Вера и нравственные ценности – это то, что удерживает людей от хаоса и распада. Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского стало возможным благодаря духовному возрождению русского народа, который осознал свои ошибки, обратился к Богу в покаянии и объединился под покровом Казанской иконы Божией Матери. Этот исторический пример вдохновляет нас искать единство через веру и общие ценности.
Лишать детей возможности изучать духовные основания нашей культуры или ограничивать эту возможность всего одним годом изучения в начальной школе в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» не соответствует нынешним требованиям и, по сути, несомненно, снижает эффективность работы по патриотическому воспитанию личности школьника. То, что воспитание должно опираться на традиционные духовно-нравственные ценности не подлежит не обсуждению, не пересмотру.
К сожалению, в некоторых муниципалитетах Северного управленческого округа по разным причинам сохраняется проблема, когда свобода выбора родителями модулей курса ОРКиСЭ ограничивается, либо учитель осознано влияет на родителей, направляя их выбор на «удобный» для него модуль. Выражаю надежду на скорейшее изменение ситуации.
Не поддается никакому объяснению желание отказаться от преподавания основ православной культуры и других религиозных культур в школе, учитывая, что написаны хорошие учебники, а во многих школах это преподавание ведется и приносит добрые плоды.
Сожалею, что приходится говорить об этом, но данная проблема в масштабах нашей епархии, в масштабах Северного управленческого округа еще не решена. Об этом свидетельствуют итоги выбора модулей курса ОРКиСЭ. Модуль ОПК в текущем учебном году будут изучать только 1423 учащихся 4-х классов, что составляет 42,3% от общего количества четвероклассников.
Приведенные результаты выбора модулей курса ОРкиСЭ указывают, что достойное место преподавания основ православной культуры в рамках курса ОРКиСЭ в школах еще не установлено, а значение этого курса во всей полноте не осознано педагогическим сообществом. А между тем, сильная сторона модуля ОПК – это его воспитательная составляющая, направленная к душе воспитанника, знакомящая ребенка с заповедями Божьими, с добрыми качествами души человека и научающая его смотреть на себя, как на образ и подобие Божие, развивающая в нем способность давать нравственную оценку своим поступкам, закладывающая в душе школьника правильные критерии определения добра и зла, стремление к нравственному совершенствованию. Правильно преподаваемый модуль ОПК закладывает надежное основание для успешного изучения обучающимися всех остальных предметов в основной и средней школе, а также обеспечивает условия для успешной реализации воспитательной программы.
Конечно, в значительной степени, достижение задач, которые ставятся в ходе преподавания предмета ОПК, зависит от педагога. Если педагог сам живет ценностями той традиции, основы которой он преподает, в частности, православной культуры, если он увлеченно и интересно проводит занятия, если он не морализаторствует, а приглашает приобщиться к духовному богатству религиозной культуры, то есть надежда, что в душе ребенка это оставит глубокий добрый свет, способный определять его ключевые поступки в жизни.
Новые перспективы взаимодействия государства и Церкви связаны с введением министерством Просвещения во всех российских школах классных часов «Разговоры о важном». Эта работа ведется уже несколько лет, и в ряде муниципалитетов в рамках этих внеурочных занятий уже осуществляется взаимодействие с Церковью. Для участия в классных часах приглашаются священнослужители. Однако опыт такой работы представлен в нашем окружном педагогическом сообществе еще не очень отчетливо. И поэтому считаю очень важным обсуждение этих проблем здесь, на наших епархиальных Рождественских чтениях.
Важно отметить, что дело православного просвещения, в том числе в контексте подготовки педагогов старается идти в ногу с современными технологическими достижениями. Хотел бы сегодня упомянуть о двух проектах, созданных по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и реализуемых при участии Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Первый проект – это образовательная платформа «Клевер Лаборатория». Достоинства проекта оценены многими педагогами из разных регионов страны. В 2024 году по программе «Методика преподавания модуля «Основы православной культуры» в начальной школе в рамках предметной области ОРКиСЭ» прошли повышение квалификации 83 педагога из 11 муниципалитетов, а в 2025 году 113 воспитателей детских садов из 7 муниципалитетов прошли обучение по программе «Духовно — нравственное воспитание и развитие ребенка в дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального Государственного образовательного Стандарта дошкольного образования» на базе автономной некоммерческой организации содействия развитию гуманитарного образования «КлеверЛаб». Выражаю благодарность руководителям управлений образований за помощь в направлении педагогов на данные курсы.
Вторым проектом, о котором необходимо сказать, является Патриаршая программа по изучению Библии «Исследуйте Писания», целью которого является повышение уровня культуры познания Священного Писания и изучение его в контексте православной традиции. Знание Священного Писания крайне необходимо для всех, кто трудится на ниве воспитания. И этому вопросу будет сегодня посвящен один из докладов наших спикеров. А о самом проекте «Исследуйте Писания» будут сегодня говорить на соответствующей секции чтений.
В настоящее время обучение детей основам православной веры ведется в 22 церковно-приходских школах Серовской епархии. Для повышения качества педагогического сопровождения детей в системе приходского просвещения нам предстоит провести большую работу, которая включает в себя и строительство новых зданий Воскресных школ на приходах епархии, и улучшение материально-технической базы этих школ, а самое главное – подготовку педагогического состава. Призываю духовенство, приходские советы уделять особое внимание развитию Воскресных школ, созданию всех необходимых условий для обеспечения процесса обучения.
Утверждение в обществе традиционных нравственных ценностей органично связано с поддержкой семьи. Именно против семьи, на разрушение традиционных семейных ценностей направлен сегодня основной удар зла. Это можно видеть, в первую очередь, по содержанию фильмов, некоторых телевизионных программ, и особенно того контента, который обращен в сторону России со стороны других стран.
Для реализации воспитания подрастающего поколения в системе традиционных семейных ценностей, очень важно продвигать идеи, связанные с семейными отношениями, подчеркивать ценность отношений традиционной семьи. Говорить о традиционной семье нужно так, чтобы молодые люди видели ее подлинную красоту, радость, которую дает верность, служением семье и детям.
К сожалению, то, что в старшем поколении считается незыблемыми ценностями (брак, семья, верность, дети), среди молодежи уже не очевидно. Поэтому так важна наша с вами просветительская деятельность в защиту жизни и семьи, особенно среди молодежи. Об этом нужно разговаривать со старшеклассниками на «Разговорах о важном» и приглашать на эти уроки священнослужителей.
Более 3-х лет наша страна живет и трудится в условиях Специальной военной операции. Враг в лице коллективного Запада бросил вызов России. Он более 30 лет готовился к этому: прилагал усилия к разрушению нашей экономики, системы образования, нравственных устоев нашего общества, стремился исказить нашу историю и навязать русскому народу, как народу государствообразующему, самоидентификацию народа-неудачника, исторический путь которого проходит лишь через катастрофы, но не через победы всемирно-исторического значения. По планам коллективного Запада, Россия должна была полностью отказаться от «ложных принципов» православия и коллективизма и положить в основу своего цивилизационного развития принципы «наиболее прогрессивного» либерального мировоззрения, подчиняться «истинно великим» – европейским – народам, «носителям наиболее прогрессивных принципов существования человечества» (как они себя называют по своей безмерной гордыне). Россия приняла этот вызов. Наша армия, как это и было всегда, встала на защиту родного Отечества, на защиту правды и справедливости, на защиту права русского народа жить по-русски, думать по-русски, молиться по-русски, разговаривать по-русски, на защиту права жить в свободной стране, воспитывать детей на основе своих традиционных нравственных ценностей. Когда мы говорим «по-русски» – это значит речь идет о всех наших народах, объединившихся в единую семью под названием Россия! У нас общие нравственные ценности, у нас общая многовековая история и у нас общее будущее. Наша сила в единстве народов России, а русский народ выступает как старший брат в семье равноправных народов.
С самого начала СВО по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на всех приходах Русской Православной Церкви за каждой Божественной литургией произносятся прошения Господу Богу о сохранении и укреплении наших воинов, о даровании им победы; поминаются наши воины, жизнь свою за веру и Отечество положившие, и от ран скончавшиеся и в плену умученные; возносится молитва о Святой Руси. Очень важно, чтобы наши воины на передовой чувствовали поддержку тыла, чувствовали нашу заботу, согревались нашей христианской любовью. Хочу поблагодарить священнослужителей, прихожан, сотрудников администраций муниципалитетов, учителей, студентов, школьников, ветеранов боевых действия и всех неравнодушных жителей нашего Северного округа за помощь фронту и призываю не ослабевать в молитве о Святой Руси и в делах действенной любви к нашим воинам.
Мы скорбим о всех погибших в Специальной военной операции. Наши солдаты дорогой ценой – ценой собственной жизни защищают нас и наше будущее, исполняя заповедь Божию: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13).
Но не меньшей скорби достойна и другая трагедия, о которой говорит Святейший Патриарх Кирилл – сотни тысяч детей в нашей стране ежегодно гибнут в результате абортов. Я вынужден поднять эту тему, потому что она несет большую опасность для будущих поколений нашего Отечества.
Жизнь каждого ребенка с момента зачатия драгоценна, она заслуживает заботы и защиты. Дети – это дар Божий! Деторождение –это исполнение благословения Бога, данного человечеству: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1,28). Бог дал нам 1/6 часть земной суши, Бог хранит нашу страну. А кем мы будем ее наполнять, если будут продолжаться совершаться аборты. У нас сейчас нехватка рабочих, врачей, учителей, ученых. А причина во многом в том, что мы не даем им рождаться. Например, Дмитрий Иванович Менделеев, великий русский ученый, был четырнадцатым ребенком в семье.
Аборт, это не то безобидная операция, это то, что наносит страшный вред физическому и психическому здоровью женщины, часто лишая ее способности дальнейшего деторождения. Аборт – это преступление против заповеди Божией «Не убий» (Ис.20.13), это смертный грех, это то, что разрушает духовный мир обоих супругов, лишая их счастья, радости в супружеской жизни. Потому что на убийстве счастье построить невозможно.
Разговаривая с людьми на тему абортов, священникам приходится слышать одну и ту же фразу: «Зачем плодить нищету». Как правило, ее произносят люди с хорошим материальным достатком. Из опыта общения одного нашего священнослужителя с женщинами, которые пришли сделать аборт (он договорился с руководителем женской консультации о возможности такой беседы, вместо психолога) — за две недели он смог переговорить с 12 женщинами, из них только 2 пришли сделать аборт по причине тяжелого материального положения, они уже имели по несколько детей и после разговора с батюшкой они не стали делать аборт. Остальные причины, называемые молодыми девушками и женщинами, были следующие:
— мне сорок лет, что про меня скажут люди…;
— мы с мужем поедим в Турцию на отдых, а у меня будет живот. Мы решили сделать аборт, а потом я снова забеременею…;
— я занимаюсь баскетболом, это будет мне мешать…;
— у нас кредиты, и нам и без того трудно…
— меня бросил мужчина…
— у нас стесненные жилищные условия…
— меня заставили родители…
— и т.д….
Слушая эти страшные ответы, понимаешь, что эти люди любят, в первую очередь, только себя. Это прямое следствие бездуховной жизни человека, когда в центре своей жизни он ставит не Бога, а себя любимого. Он не готов жертвовать собой даже ради самого дорогого – ради ребенка. Потому что его этому не научили, не рассказали ему о Боге. Такие люди, к сожалению, не читали в Священном Писании заповедь Бога: «Не убивай» (Исх.20.13), не знают слова псалмопевца Давида: «Не видел праведника оставленна и детей его просяща хлеба» (Пс.36.25), не слышали они слова народной мудрости: «Бог дал детей, Бог даст и на детей!» А ведь совсем недавно они сидели за партами в наших школах и мы, учителя, видимо им не рассказали о самом главном, и вот какая страшная цена нашей с вами ошибки. Вот почему важно качественно и повсеместно преподавать православную культуру в школах, потому что никакая светская этика не способна научить человека Божественной мудрости.
Серьезным вызовом для нравственного здоровья общества является распространение псевдоценностей, которые противоречат духовной традиции нашего народа, разрушительно влияют на умы и сердца людей, особенно подрастающего поколения. Чего только стоят жуткие образы детской развлекательной индустрии, которые искажают в душе ребенка эстетическое чувство. Искусственные образы электронных игр также трансформируют сознание детей и делают их невосприимчивыми к живым образам и к традиционной культуре. Отрадно, что в настоящее время, здоровыми общественными силами много делается для того, чтобы создать культурное информационное пространство в противовес этой псевдокультуре. А что может и должна противопоставить общеобразовательная или церковно-приходская школа псевдокультуре – правильно организованное духовно-нравственное воспитание на основе традиционных нравственных ценностей. Причем, обязательной частью этого процесса должно стать воспитание ребенка через созидательный коллективный труд во славу Божию, в радость родителям, в пользу обществу. Бог – Творец. Человек – есть образ и подобие Божие. Любой нормальный человек испытывает радость от созидательного труда. Надо дать детям почувствовать радость созидательного труда, не ради себя, а ради другого (мамы, папы, бабушки и дедушки, ради больного человека), нужно вернуть в школы уроки настоящего труда, а не его имитацию, развивать в учреждениях дополнительного образования не только модные современные направления компьтеризации и робототехники, но и столярное дело, радиотехнические кружки, авиамодельные кружки, автотехнические кружки, кружки кройки и шитья, вышивания, изостудии, кружки юных натуралистов. Только через созидательный коллективный труд возможно правильное полноценное воспитание ребенка!
Сегодня очень востребовано хорошее детское кино, которое способно многое сделать для воспитания. На решение данной задачи направлен культурно-гуманитарный проект «О будущем. Киноуроки в школах России».
Это проект о добрых качествах души человека. Основа киноуроков – 99 нравственных качеств и понятий. Призываю педагогов использовать его в своей работе с детьми.
Считаю крайне важным дальнейшее налаживания взаимодействие между Серовской епархией и муниципальными органами управления образования для совместного решения обозначенных в моем докладе вопросов и проблем.
В заключении хочу пожелать всем участникам епархиального этапа XXXIV Международных Образовательных Рождественских Чтений осознать свою особую ответственность за духовное воспитание наших детей и молодежи в это непростое время, в которое всех нас Господь призвал жить и трудиться. Время непростое. Но времена мы не выбираем. Это Господь нас помещает в ту часть истории, в которую и надлежит нам жить, трудиться прославлять Господа и совершать те добрые дела, которые способны открыть сердца и умы людей к восприятию Слова Божественной Истины.
Благодарю всех за внимание!


Блгв. кн. Михаила Тверского (1318)
Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы