Насколько реален миф о том, что вера – удел старшего поколения, и как привлекать молодежь в Церковь. На эти вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом микрорайоне уральской столицы.
Когда мы говорим о вере в целом, к кому обращено христианское благовестите? Мы не делим людей на пожилых и молодых. Церковное благовестие, отметил батюшка, обращено к каждому человеку. Но среди всех групп Церковь выделяет молодежь в особую категорию, потому что молодым требуется особенная забота и особенное попечение – она особенно уязвима в современном мире.
О постсекулярном сознании и религиозности молодых
— Мы должны понимать, что, к сожалению, существует ряд проблем взаимоотношений между Церковью и современным обществом, — сказал отец Даниил, подчеркнув, что проблемы эти отчасти от нашего непонимания постсекулярности современного общества. Секулярные процессы — это процессы освобождения общественной жизни от религии в любых её проявлениях.
Парадокс в том, что современный человек видит необходимость присутствия религии в своей жизни, но постсекулярное состояние общества вносит свои коррективы и религиозное сознание может присутствовать в искаженном виде. Например, такой человек помещает в свой «иконостас» наряду с иконами православных святых портрет Сталина или Гитлера. Нам кажется, что такое смешение понятий — совершенно немыслимые вещи, но они, увы, мыслимы в контексте постсекулярного сознания.
Кто она, современная молодежь? Это высокоинтеллектуальные, грамотные, образованные люди, что вовсе не исключает религиозных убеждений. При том, что секулярные процессы, казалось бы, должны были совершенно вычеркнуть стремление к религии из жизни современного человека.
Быть может, вера — удел старшего поколения? Об этом спросили батюшку участники онлайн-встречи. С одной стороны, считает священнослужитель, это утверждение верно в том плане, что человек имеющий опыт и знания, безусловно, более глубоко смотрит на происходящие вокруг него вещи, и религия занимает в его жизни уже определенное сформированное и сформулированное место.
— Когда мы говорим о вере и религии в нашей жизни, можно вспомнить слова апологета Тертуллиана, который говорил, что душа человека по природе христианка, т.е. всякое религиозное стремление к высшим вещам не чуждо человеку в любом возрасте. Это важно понимать. Религиозные представления и необходимость веры – это то, что присутствует в жизни любого человека, — отметил батюшка.
Те времена, когда считалось, что молодому человеку зазорно быть религиозным, прошли. Современный прихожанин — целеустремленный молодой человек, разносторонне развитый: кто-то увлекается спортом, кто-то музыкой. И все это органично дополняет стремление изучать Священное Писание, святых отцов — сегодня это особенно востребовано и актуально. Все эти вещи органично вписываются в образ и облик современного молодого человека.
Благовествовать или развлекать?
Часть беседы батюшка посвятил теме привлечения молодежи в Церковь.
— Всё время речь идет о том, что мы должны кого-то привлекать, как будто Церковь — это дом культуры или развлечения, что мы должны устраивать бесконечные пляски, пикники… — посетовал батюшка. — Мы должны понимать задачу, что стоит перед Церковью.
Отец Даниил отметил, что развлекательные мероприятия хороши, когда реализуются в рамках прихода, это сплачивает общину, формирует диалог между людьми. Но привлечение молодежи на таком «фундаменте» не построить.
— Мы должны быть искренними и порядочными людьми. Вечные вопросы: кто такой человек, зачем он здесь находится, что такое счастье, как его достичь и другие — это то, что волнует молодого человека, еще не окрепшего в своих взглядах, — сказал батюшка. — Церковь дорога для нас всех и необходима для человека, потому что она транслирует бесконечно простые, но одновременно фундаментальные и трудные истины. А молодой человек — человек всегда ищущий, стремящийся к достижению понятных задач и целей, человек, который возможно ошибается, переживает взлеты и падения, он находит эти ответы в Церкви через слово Божие.
На вопрос, считает ли батюшка свой приход молодым, иерей Даниил ответил, что живёт в самом лучшем микрорайоне Екатеринбурга, очень молодом, быстроразвивающемся и активно застраивающемся. И живёт здесь в основном молодёжь. Поэтому приход Благовещенского храма можно считать относительно молодым. В 2015 году митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил первое богослужение, в 2016 году иерей Даниил Рябинин был назначен настоятелем на приход. Тогда же сразу открылась церковно-приходская школа, и сейчас она не может вместить всех желающих обучаться.
С чего начать воцерковление?
В ходе онлайн-беседы батюшка дал множество практических советов своим слушателям. На вопрос, с чего молодому человеку начать свое воцерковление, отец Даниил ответил, что можно начать с того, что ему привычно — зайти в интернет и посмотреть ответы на свои вопросы.
— Интернет — это та площадка, где мы можем найти полезное, этим нужно пользоваться и в плане духовного чтения. Я соглашусь с теми, кто говорит, что существует определенный барьер, когда человек приходит в храм, не понимает, куда идти, его окружают преимущественно пожилые люди. Нужно просто обратиться к священнику, батюшке. На опыте мы знаем, что в храмах всегда проходит нормальный диалог, священник всегда готов выслушать, не надо бояться и тушеваться, — сказал отец Даниил, отметив, что для священника в его работе с прихожанами диалог имеет большое значение.
Но чтобы диалог получился, должно быть «встречное движение». В современном постсекулярном обществе критика Церкви стала общим местом. Дескать, в Церкви не хватает любви и чего-то еще не хватает – спешит заявить иной пользователь сети, столкнувшись с каким-либо непониманием и не особо потрудившись этого понимания достичь.
— Все зависит от нас самих, и от прихожан в том числе, — уверен отец Даниил. — Мы должны сами формировать добрую и теплую атмосферу. Когда с человеком хорошо, говорят: «С ним уютно». Вот и в доме Божием мы должны себя чувствовать комфортно и уютно, это задача и пастыря, и прихода.
Вера в Бога и жизнь в Церкви
Батюшка в беседе поднял вместе со слушателями очень важный вопрос — противопоставление веры в Бога и жизни в Церкви, опять же свойственное нынешнему постсекулярному обществу («Бог у меня в душе»). К сожалению, это проблема непросвещенности – откровенного непонимания того, что есть вера в Бога, как устроена Церковь. И здесь очень важна миссионерская деятельность Церкви, ее труды на ниве духовного просвещения и катехизации.
Отец Даниил во время онлайн-беседы задал вопрос слушателям: что важнее — догматы или заповеди Божии? Кто-то отвечал, что догматы, кто-то считал наоборот. Батюшка в завершении беседы ответил на этот вопрос.
— Догматы и заповеди — это богооткровенные истины. Заповеди будут в нашей жизни реализовываться тогда, когда мы будем понимать, как их в жизни применить. И речь не только о 10 заповедях, которые знают все. Заповеди, которые произносит Христос в своей Нагорной проповеди, это ведь серьезнейшие вещи, требующие от нас самопожертвования, это вещи чрезвычайно сложнейшие, как их исполнить в своей жизни? – спросил батюшка. — Чтобы их исполнять, и заповеди были понятны, мы должны понимать свою веру. Отсюда возникает необходимость постоянного изучения опыта, и жизни, и учения Церкви. Все это вмещается сегодня в истинах веры, которые являются фундаментом заповедей Божиих. После того, как вы ответите на вопрос, кто такой Бог, вы сможете понять, чего Он от нас хочет.
Церковь — это Божественный организм, от Бога установленное общество людей, объединенных одной верой, заповедями Божиими, церковной иерархией.
— В современном мире Церковь со своими позициями может выглядеть достаточно архаично, но это не означает, что она должна меняться каким-то образом, какая-то форма свидетельств может подвергаться определенного рода корректировкам, но содержание свидетельства никогда не изменится, содержание слова Божьего никогда не будет изменено, — подчеркнул батюшка.
Батюшка напомнил слова одного из проповедников ХХ века о том, что христианство — это не «лежать у теплой печки», это постоянная борьба, в том числе с самим собой. Кто решил, что всё будет прекрасно и хорошо без особых усилий? Но для трудящегося на духовной ниве этот опыт приносит изумительный, прекрасный плод. Потому в храме Божием мы чувствуем себя свежо и молодо. Мы видим, с каким воодушевлением приходят люди пожилого возраста и ощущают себя востребованными, любимыми, не только от того, что батюшка им улыбается, а потому, что здесь действует Божественная благодать, она касается человеческого сердца.
— От нас хочет Господь видеть соучастников в общем деле, — подчеркнул батюшка. — Церковь существует 2000 лет и дает людям возможность раскрывать свои таланты, отвечать на вопросы и находить себя. Всё это дается через ежедневный труд.