… ибо любить Бога мы должны более себя самих. (г. Нижняя Тура) | Серовская епархия

… ибо любить Бога мы должны более себя самих. (г. Нижняя Тура)

В 2022г. исполняется 100 лет со времени событий, связанных с процессами «по изъятию церковных ценностей». Это один из важных этапов стояния нашего народа и духовенства за веру и Церковь Русскую.

В 1917г. подвиг многочисленных новомучеников и исповедников Церкви Русской всколыхнул нашу Родину. Революция – катастрофа, провозгласившая новую эру и нового человека, не признающего ни Бога, ни святости, ни святых, подобно цунами, прокатилась по стране, разрушая, коверкая, уродуя все на своем пути.

Казалось бы, Россия, во время правления св. императора Николая II, набрала политический и экономический авторитет во всем мире. Прочно встала на лидирующие позиции: прирост населения в 1,5 раза; увеличение валового внутреннего продукта в 2 раза; более 50% мирового экспорта яиц и пшеницы…; превышение доходов над  расходами, небывалый расцвет русской промышленности и приток капиталов из всех развитых стран.

Но отступление от Бога привело к краху всего, чего добился русский народ. Несомненно, Россия становится форпостом – оплотом Православия, открываются монастыри, прославляются и канонизируются святые (при Царе Николае II – больше, чем за весь двухсотлетний Синодальный период).

Но эта Святая Русь, превозносившая идеал святости над всеми жизненными ценностями, держава, где устремляли свои помыслы ко Христу и Царствию Небесному – становится на путь атеизма, провозглашая западные ценности и свободы человека, как новые.

Об истоках этого говорит философ И.А. Ильин, подчеркивая постыдную роль интеллигенции – образованной части общества, сформировавшейся в петровскую эпоху, которая: «… потеряла веру в святыню духовного торжества и… пошла «вещать» русскому народу трупную «мудрость» безбожия и социализма. Она понесла ему начала духовного тлена и разложения, религию раздора и мести, химеру равенства и социализма».

Встав на лживый и алчный путь врага человеческого, богоборцы разжигают свирепый красный террор. Вот как об этом писал святитель Патриарх Тихон в 1918 г. в своем Послании к годовщине захвата власти большевиками: «Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и, вместо мира, искусно разожгли классовую вражду… Великое благо – свобода,…как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой то свободы вы и не дали… Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства… Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей и не задумались нарушить их посмертную волю».

На смену кампаниям 1918 года по расстрелу священнослужителей, вскрытию святых мощей, что автоматически вело к закрытию обителей, в 1919-1920 гг. начата практика «церковных дел», по которым проходили  священники и миряне, пытавшиеся защитить святыни от поругания, что в 1921-1922 гг. принимает бесчеловечные формы.

Жестокая засуха 1921 года привела к голоду в 34 губерниях России, власти решают изъять ценности у Русской Церкви. Патриарх Тихон обращается к Епископу Нью-Йоркскому и Архиепископу Кентерберийскому в начале июня 1921 г.: «Промедление грозит бедствиями, неслыханными доселе. Высылайте немедленно хлеб и медикаменты».

19 февраля 1922 г. воззванием к пастве Патриарх Тихон призывает церковно-приходские советы и общины жертвовать для голодающих любые драгоценные церковные украшения, если они не имеют богослужебного употребления. Но начались обвинения и нападки на церковных иерархов в безразличии к бедствиям народа, как оказалось, готовилась почва для появления 23.02.1922 г. декрета ВЦИК о порядке изъятия церковных ценностей.

Изъятие из храмов священных предметов, употребляемых для богослужебных целей, воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается как святотатство.

Вот что читаем в связи с этими событиями в секретном письме председателя Совнаркома В.И. Ленина:  «…мы можем произвести изъятие церковных  ценностей  с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления …Поэтому …мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление  с такой жестокостью, чтобы  они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

При изъятии церковного достояния «в 1414 случаях власть прибегала к оружию, в итоге награбленное составило: 33 пуда золота, 24 тысячи пудов  серебра и несколько тысяч драгоценных камней».

Послание Ленина положило начало «процессам церковников» по всей стране. 26 апреля 1922г. в Москве, в здании Политехнического музея, открылся процесс, на котором судили 20 московских священников и 34 мирянина по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей.

Трибунал приговорил 11 обвиняемых к расстрелу. После вынесения приговора Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК Калинину «о помиловании осужденных, тем более что инкриминируемого послания они не составляли, сопротивления при изъятии не проявляли и вообще контрреволюцией не занимались».

ВЦИК помиловал шестерых лиц, а пятеро, протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров, были казнены в камерах Лубянки.

16 июня 1922 г. прошел процесс над «петроградскими церковниками», на скамье подсудимых оказалось 86 человек – весь цвет  петроградского духовенства и наиболее  церковно активные миряне.

В результате процесса 10 человек приговорили к расстрелу, большинство обвиняемых – к разным срокам лишении свободы со строгой изоляцией, 22 человека были оправданы».

Сколько таких позорных судилищ прошло по всей стране, а сколько не состоялось по причине того, что  новая власть действовала по инструкции Ленина. Ее суть – арестовать «как можно больше, не меньше чем несколько десятков, представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления  декрету ВЦИК об изъятии  церковных ценностей».

На заседание над «московскими церковниками» был вызван Патриарх Тихон, который  сказал следующие слова: «Я всегда говорил и продолжаю говорить как следственной власти, так и всему народу, что во всем виноват я один, а это лишь моя Христова армия, послушно исполняющая веления ей Богом посланного Главы. Но если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – тут голос Патриарха возвысился, стал слышен во всех углах громадного зала, и сам он как будто вырос, когда, обращаясь к подсудимым, поднял руку и благословил их, громко, отчетливо произнося: – благословляю верных рабов Иисуса Христа на муки и смерть за Него».

Знать о трагических страницах истории нашей  Церкви необходимо, так как «удивительный пример мученичества — это то  о чем сегодня наша молодежь должна знать, <…>это деятельный патриотизм, — наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами».

Наши предки ценили веру и знали: «Когда злой язык имя Божие хулит и честь Его терзает, то тогда должны мы не молчать, но стоять за честь имени Его, и хулителя злоречивые уста заграждать, хотя бы и до излияния крови и лишения жизни нашей следовало дело, что Спаситель наш и в приведенном ответе, и в других случаях показал, и Своим примером нас научил. Ибо любить Бога мы должны более себя самих».

Коробейникова Наталья, завуч воскресной школы «Илиотропион», г. Нижняя Тура, Трехсвятительский храм