2 марта 2020 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий совершил первое в нынешнем году Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Серова.
Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Рождества Христова. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.
Чтение Покаянного великого канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского, в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный великий канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Тебе, Боже».
Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Причем, ветхозаветные и новозаветные сюжеты отражены здесь в чувствах человека: повествование идет от первого лица. Речь идет о разлуке с Богом и тоска по Нему; ощущении, что ты беззащитен перед грехом; понимании, что только праведная жизнь и искренняя молитва ко Господу может тебя спасти. Сквозь строки канона Андрея Критского мы также видим, что единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом – это покаяние.
Это великое поэтическое и богословское произведение задает тон всему Великому посту, начиная со слов обращенных ко Господу Иисусу Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?», что означает «с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно».