Сегодня, 14 июля 2020 года, Церковь празднует память священномученика Аркадия (Гаряева).
Будущий святой Аркадий Николаевич Гаряев родился в 1879 году в семье священника. В 1891 году он поступил в четырехклассное духовное училище, которое находилось в уездном городе Камышлове. После, в 1894 году, он поступил в Пермскую духовную семинарию, а в 1896 году 18-летний юноша по болезни был уволен из Пермской духовной семинарии, отучившись в ней всего два года.
Аркадий Гаряев стал служить псаломщиком в селе Покровском Екатеринбургского уезда при Покрово-Богородицкой церкви. 14 марта 1898 года был переведен на должность псаломщика к Свято-Троицкой церкви Каменского завода Камышловского уезда.
В 1903 и 1905 годах в семье псаломщика Аркадия и Агрипины Евгеньевны родились два сына. 10 апреля 1905 года псаломщик Аркадий Гаряев был рукоположен в сан диакона и определен на псаломщическую вакансию к той же Свято-Троицкой церкви Каменского завода. Отец диакон был определен и законоучителем в земское училище в деревню Ново-Заводскую в пяти километрах от Каменского завода.
В 1907 году отец Аркадий Гаряев рукоположен в сан иерея и направлен к церкви Петра и Павла в село Петропавловское (ныне это город Североуральск), здесь он продолжил преподавание Закона Божиего в земском училище, находившемся в этом селе. Работая преподавателем и будучи от природы человеком очень вдохновенным, отец Аркадий часто писал стихи.
Приход отца Аркадия Гаряева вместе с деревнями и населенными пунктами, которыебыли приписаны к его церкви Петра и Павла, занимал самую большую территорию в Екатеринбургской епархии и включал в себя четырнадцать населенных пунктов. Деревни эти по числу жителей были маленькие (всего прихожан было 1 250 душ обоего пола), а между тем приход раскинут был на громадное расстояние, так что отцу Аркадию в своем служении приходилось окормлять деревни, которые отстояли от его церкви на сто и более верст.
Отсутствие походной церкви, длинные, на десятки и даже сотни километров переезды на лошадях и оленьих упряжках, необразованность и грубое язычество местных народов – все это доставляло большие трудности молодому миссионеру.
Записная книжка отца Аркадия Гаряева, опубликованная в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях», рассказывает нам об одной из его поездок по Вогульскому краю; вот фрагмент из нее:
«23 апреля 1908 года я, священник, со своим псаломщиком, должен быть поехать “с Пасхой” в одну из ближайших деревень своего прихода, отстоящую от приходской церкви за 33 версты зимою и 47 верст весною, так как нужно ехать туда кружным путем.
В 6 часов утра два псаломщика привели ко мне лошадь и оседлали мою, и мы выехали. Целые месяцы, которые мы не ездили верхом, на первых же месяцах дают себя знать, манера посадки потерялась, сидеть неудобно, ноги и спина скоро устали, какая-то тупая боль появилась в них. Погода убийственная, дождь сеет как из сита, не переставая ни на минуту, лошади не идут в грязь, которая на лесной тропе им по колено, жмутся к лесу и обливают нас целыми потоками воды, которую стряхивают с деревьев. Холодно, одежда вся “до нитки” промокла, дождь не перестает, а обсушиться негде, нужно обязательно проехать 15 верст до заброшенной лесной избушки, где у огонька можно хоть обогреться немного и попить чаю.
Сойти с лошади и согреться, идя пешком, нет возможности, рискуешь увязнуть в грязи, сидишь, стараясь не шевелиться, чтобы не расшевелить затекших спины и ног. Часа через четыре видим желанную избушку, с охами и ахами кое-как сваливаемся с лошадей, долго сидим около лошадей, как правоверные на молитве, не имея возможности выпрямить затекшие ноги…»
Плодотворное миссионерское служение нового священника не могло быть незамеченным. И 18 января 1910 года он назначается священником походной Казанско-Богородицкой церкви для пастырского попечения над местными вогульскими народами (ханты и манси).
Тяжело было молодому пастырю нести апостольский крест, проповедуя среди язычников Северного края. Переносная церковь, находящаяся в распоряжении походного священника, была очень громоздка и тяжела (более трехсот килограммов), и возить ее на Север к местным жителям не было никакой возможности. Если приходилось исповедовать и причащать местных жителей, то отец Аркадий Гаряев брал специально для этого запасные Дары. Вскоре батюшка получил новую легкую церковь-палатку.
Недолго прослужил отец Аркадий при походной церкви, и уже в октябре 1912 года был переведен в Никито-Ивдельскую церковь Верхотурского уезда. Но и там он не оставлял своего пастырского попечения о вогулах и всячески о них заботился, давая им приют у себя в квартире во время их приезда в Никито-Ивдель. Дом отца Аркадия Гаряева часто служил местом стоянки для вогульских оленей, а вместе с тем и аудиторией для бесед с вогулами.
В Никито-Ивдельском селе, как и раньше, отец Аркадий был законоучителем в двуклассном училище. Но вскоре и это место служения батюшке пришлось покинуть.
27 февраля 1914 года он был переведен в село Боровское на место священника Свято-Никольского храма Камышловского уезда (ныне это Катайский район Курганской области). Село Боровское стало последним местом служения отца Аркадия.
1 июля 1918 года праздновался день святых бессребреников Косьмы и Домиана, отец Аркадий Гаряев по обыкновению служил литургию. После службы состоялось венчание двух браков, упоминание об этом есть в метрической книге.
Во время венчания в храм ворвалась банда мадьяр (печально известный отряд «Красных орлов»). Не дав священнику окончить службу, они прямо в облачении повели отца Аркадия из храма по дороге в сторону села Катайского. Выйдя из окрестностей Боровского села, они свернули в лес и подошли к оврагу. Там, недалеко от сельского кладбища, они подняли батюшку на штыки, а тело его сбросили в овраг. После ухода красных тело отца Аркадия было найдено верующими и через десять дней после кончины почетно погребено в церковной ограде Свято-Никольского храма села Боровское.
Святый священномучениче Аркадие, моли Бога о нас!