Каноническому Православию на Украине и во всем мире нанесена тяжелая рана, констатировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в посланиях Предстоятелям Поместных Православных Церквей.
Послания были направлены Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому Феодору II, Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну X, Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу III, Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, Святейшему Патриарху Сербскому Иринею, Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу, Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту, Блаженнейшему Архиепископу Кипрскому Хризостому II, Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму II, Блаженнейшему Архиепископу Тиранскому и всей Албании Анастасию, Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве, Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу, Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону.
Святейший Патриарх Кирилл известил их о том, что 15 декабря сего года в Киеве при непосредственном участии и под прямым покровительством государственных властей Украины состоялось собрание «иерархов», «духовенства» и мирян двух украинских раскольнических групп. Участники этого незаконного сборища, заседавшие в историческом храме Софии Киевской, самопровозгласили себя «Объединительным собором». В действительности так называемое объединение заключалось в слиянии друг с другом двух схизматических организаций, из которых была образована одна. В «соборе» участвовали лжеепископы раскольнического «Киевского Патриархата» и другой неканонической структуры – «Украинской автокефальной православной церкви».
«Между тем, каноническая Украинская Православная Церковь, возглавляемая признанным во всем православном мире Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, в соответствии с решением ее Священного Синода от 7 декабря отказалась от участия в данном мероприятии, считая его «незаконным собранием». Несмотря на многочисленные случаи давления на ее архипастырей, из 90 иерархов, составляющих ее епископат, в псевдособоре приняли участие лишь два архиерея, один епархиальный и один викарный. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 17 декабря оба они по причине уклонения в раскол и грубого нарушения архиерейской присяги освобождены от должностей и запрещены в священнослужении», — подчеркнул Святейший Владыка.
Его Святейшество напомнил, что процесс «предоставления автокефалии Украине» был инспирирован главой светской власти страны в собственных политических целях. «Состоявшееся собрание лишь подтвердило факт открытого вмешательства государства в церковную жизнь», — констатировал Патриарх. Так, Президент П. Порошенко не только присутствовал на этом «соборе», но и восседал в его президиуме, лично наблюдая за ходом собрания. В «соборе» участвовал также председатель Верховной Рады Украины греко-католик по вероисповеданию А. Парубий, который 17 декабря объявил о предстоящем в ближайшие дни голосовании по проекту закона о лишении Украинской Православной Церкви права именоваться в соответствии со своим уставным названием. «Цель этого переименования — проведение перерегистрации всех приходов и монастырей, признание недействительными документов о правах канонической Церкви на храмы и другое церковное имущество», — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«К великой скорби, во враждебном Церкви мероприятии вопреки священным канонам и в нарушение церковных установлений участвовали представители Константинопольского Патриархата, — сообщил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Митрополит Галльский Эммануил председательствовал на соборе раскольников, имея по правую руку причащавшегося у греко-католиков П. Порошенко, а по левую — отлученного от Церкви Филарета Денисенко и не имеющего апостольского преемства Макария Малетича».
Как отметил Святейший Владыка, печальным итогом этого незаконного сборища стало избрание «предстоятеля» так называемой «Православной церкви Украины». Им стал раскольнический «иерарх» самопровозглашенного «Киевского Патриархата» С.П. Думенко, все свои псевдохиротонии и даже «монашеский постриг» с именем Епифаний получивший от рук изверженного из сана и анафематствованного Филарета Денисенко. Новоизбранный «предстоятель» поспешил публично заявить, что Филарет пожизненно сохранит за собой титул «почетного патриарха» и будет «пожизненно помогать нам развивать нашу единую поместную украинскую православную Церковь».
«Свершившийся акт вопиющего беззакония преподносится властями страны и Константинопольской Церковью как объединение украинского Православия, — обратил внимание Предстоятелей Поместных Церквей Святейший Патриарх Кирилл. — Однако объединения на самом деле не произошло. Раскольники как были раскольниками, так и остались вне Церкви. И даже объединившись друг с другом, они по-прежнему остаются меньшинством на православной карте Украины». Его Святейшество указал на то, что согласно государственной статистике, приводимой Министерством культуры этой страны, каноническая Украинская Церковь насчитывает 12 348 приходов, что вдвое больше совокупного количества приходов, составивших новую псевдоцерковную структуру. Число священнослужителей канонической Украинской Церкви составляет 10 424, количество монастырей — 211, а число монашествующих – 4 721.
«Украинская Православная Церковь — самая многочисленная религиозная организация Украины. Епископат Украинской Православной Церкви, имеющей в составе Московского Патриархата статус широкого самоуправления, на состоявшемся 13 ноября сего года Соборе епископов единодушно высказался за сохранение этого статуса, за сохранение многовекового единства с Русской Церковью, — засвидетельствовал Патриарх Кирилл. — Однако украинская власть делает все, чтобы разорвать эту историческую связь».
Его Святейшество подчеркнул, что раскольники, объединившись друг с другом, не сделали самого главного шага — покаяния в грехе раскола и возвращения в ту Церковь, из которой они вышли и от единства с которой отпали. Вместо этого налицо легализация раскола Константинопольским Патриархатом под видом «автокефалии».
Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Именно этих действий Святейший Патриарх Варфоломей на прошедшем в январе 2016 года Синаксисе в Шамбези в присутствии Предстоятелей Православных автокефальных Церквей обещал не предпринимать ни до Критского Собора, ни после его проведения». Нарушение данного им слова привело к трагедии в православном мире, резюмировал Святейший Патриарх Кирилл. Он подчеркнул: «Происшедшее 15 декабря беззаконное действо означает, что для Константинопольской Церкви девяносто епископов, более десяти тысяч священников, диаконов и монашествующих, десятки миллионов верующих Канонической Церкви по всей Украине более не существуют лишь потому, что не захотели быть участниками навязанного им извне проекта предоставления «автокефалии» и желают строить церковную жизнь в соответствии с церковными установлениями, а не политическими амбициями властей».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл известил адресатов посланий, что на следующий день после «собора», 16 декабря, Патриарх Константинопольский Варфоломей официально признал избрание «предстоятеля» раскольнической структуры, имя которого уже поминалось на Литургии в патриаршем храме святого Георгия, а также объявил, что 6 января наступающего года предоставит так называемый томос об автокефалии. В тот же день Филарет Денисенко объявил в киевском Владимирском соборе, что в качестве почетного патриарха будет пожизненно управлять объединенной раскольничьей «церковью» вместе с новоизбранным «предстоятелем», который будет представлять эту организацию во внешних связях.
«Мы являемся свидетелями беззаконного вмешательства во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви, грубого антиканонического вторжения в ее пределы, углубления церковного разделения в православном народе, еще большего раскола в украинском Православии», — подчеркнул Святейший Владыка.
Он упомянул о том, что в недавнем прошлом православный мир сталкивался с подобной угрозой своему единству в связи с расколом, терзавшим Болгарскую Православную Церковь в 90-е годы. Тогда, как и в нынешнем случае, деятельность раскольников активно поддерживалась государственными властями страны. «Важнейшим шагом к восстановлению единства в Поместной Церкви стал Всеправославный Собор в Софии, за созыв которого горячо выступал, в том числе, Московский Патриархат, — напомнил Его Святейшество. — И хотя Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей в качестве решения предлагал легализацию раскола и добровольную отставку законного Предстоятеля Болгарской Церкви Святейшего Патриарха Максима, Полнота Православия защитила права канонической Церкви и ее Первоиерарха, заложив правильные канонические основания для преодоления раскола».
«Ныне же мы недоумеваем, как может голос многомиллионной канонической Церкви на Украине оставаться неуслышанным, — отметил Святейший Патриарх. — Убежден, что на Украине в наши дни обнаруживается не конфликт интересов Московского и Константинопольского Патриархатов, как некоторые пытаются это представить, а нечто намного более опасное: глубокое расхождение Предстоятеля и иерархов Святейшей Константинопольской Церкви с православной канонической традицией и святоотеческой экклезиологией. Наступает время, когда дальнейшее молчание уже невозможно, ибо то, что происходит на наших глазах, — вызов всему православному миру. Нет сомнений, что украинский сценарий в будущем может быть реализован в отношении какой-либо другой Поместной Церкви».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом не признавать результаты состоявшегося в Киеве незаконного сборища раскольников, а также возвысить свой авторитетный голос и по мере сил сделать все возможное, чтобы остановить разрушительные для Православия действия. «Призываю Вас и всю полноту [вашей] Святейшей Церкви не признавать новосозданную псевдоцерковную структуру и не вступать с нею в общение», — пишет Его Святейшество.
«Прошу Ваших святых молитв о гонимой Украинской Православной Церкви, о наших страждущих братьях и сёстрах, претерпевающих поругания и унижения за верность Святому Православию», — такие слова обратил Святейший Владыка к Предстоятелям Поместных Церквей.