Рождественское послание епископа Нижнетагильского и Невьянского ФЕОДОСИЯ

Рождественское послание епископа Нижнетагильского и Невьянского Феодосия, временно управляющего Серовской епархией, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Нижнетагильской и Серовской епархий Русской Православной Церкви.

Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, свят еси, Господи.
Канон Рождества Христова. Песнь 3

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры! 

Сердечно поздравляю всех вас с Праздником Рождества Христова!

Рождество Христово – величайшее чудо, Страшное Таинство: Беспредельный Бог лежит в яслях, Бессмертный воплощается в подобии смертной плоти, Всемогущий Царь явился беззащитным Младенцем! Сколько неизреченных тайн можно повторить за великими отцами и проповедниками Церкви? Великое множество! Ведь беспредельна Любовь Божия, а там, где Бог захочет, побеждает естества чин. В этот день соединяется несовместимое. Весь мир: ангельский, человеческий, животный и даже сама земля восклицают в едином порыве: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеке благоволение» (Лк. 2:14).

Бог становится Человеком, чтобы восстановить замысел творения. Он по Своей любви не оставил падшего Адама, но пришёл за ним, чтобы в Себе созидать новую тварь и показать, «как безмерно величие могущества Его в нас» (Еф. 1:19), что Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Он, «первенец из умерших» (1Кор. 15:20), сел «на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:20–21).

Новый Адам, Господь Иисус Христос, севший одесную Бога Отца – это образ нового, спасённого и преображённого человечества. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», – так нас учит свт. Афанасий Великий. В день Рождества Церковь как никогда убедительно зовёт нас в этот путь, в Царствие Небесное. Это путь волхвов и пастухов, спешащих к своему царю. Очень разный, но с одной целью и одним результатом – они встретили Богомладенца и принесли Ему свои дары.

Волхвы – ученые мужи Востока. Они исследовали небесные тела и природу. Им были известны слова пророка Даниила о грядущем Спасителе мира и именно поэтому, увидев необыкновенную звезду, они всё правильно поняли. Их путь – это путь веры через познание мира. Ведь и апостол учит нас, что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.‬

Первосвященники и книжники, зная Писание наизусть, не увидели знаков пришествия Христа. Те, кто хранили Закон и пророчества о Спасителе почти полтора тысячелетия, оказались слепы и глухи. Самое важное событие прошло мимо них, потому что в нужный момент они искали совсем иного – земной власти и славы. Христос скажет впоследствии о них, что «они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк 4:12).

Путь других свидетелей Рождества иной. Пастухи видят ангела, который возвещает им о свершившемся чуде. Они простые люди, но, безусловно, верующие. Стада, пасшиеся в окрестностях Вифлеема, который, можно сказать, был пригородом Иерусалима, предназначались для принесения жертвы в Храме. Их незамысловатое служение Богу в чистоте сердца позволило им получить высокое Откровение, первую весть о родившемся Спасителе.

Обстоятельства Рождества говорят нам о том, что Бог открывается всем. Умным, учёным, богатым людям Он открывается в понятной им форме звезды из пророчества. Простым людям, без образования и большого достатка – в виде ангела, приносящего Благую весть. Каждому по-своему. Но в основании всегда лежит вера и готовность отложить всё и отправиться на встречу к Богу.

Эта вера и готовность – залог того, что и в нашей душе родится Спаситель. Ведь то, что Он родился 2000 лет назад в далёком Вифлееме, может попросту пройти мимо нас, ослеплённых нашими страстями и бесконечной суетой современного мира. Вера – это то, что давало силы праотцам преодолевать законы естества и быть свидетелями великих чудес. Вера – это то, что дало народу Божию сохраниться несмотря ни на какие испытания и произвести из себя Ту, Которая родит Господа и Спасителя. Вера – это то, что дало силы вчерашним рыбакам убедить весь мир в том, во что поверить невозможно! Что Христос воскрес, и смерть побеждена! Вера – это то, что дало нашим предкам принять Христа в свою жизнь и стать великим народом, построившим великую страну.

Наконец, вера – это единственное, что поможет нам пройти через все жизненные испытания. Уповая на Бога, исполнившись любовью к ближнему, будем надеяться на Его безграничную милость! Все испытания, посланные нашему народу, пройдём достойно, кротко нося «бремена друг друга».

Сегодня наша страна проходит своё испытание. Это происходит не только на поле боя, но и, что, пожалуй, даже важнее, в пространстве сохранения нравственности, культуры, здоровых общественных отношений. Поэтому сейчас мы как никогда нуждаемся в молитве, исполненной веры в то, что Благой Господь нас не оставит. Помолимся, братья и сёстры, о вождях и воинах, защищающих нашу веру, Отечество и ценности на фронте. О рабочих, трудящихся на заводах. Врачах, лечащих раненых и больных. Женах, матерях и детях, ждущих своих родных и молящихся за них. О каждом человеке, который так нуждается в том, чтобы Спаситель наконец родился в его душе, освятил её и согрел.

Грядущий год в нашей стране объявлен годом семьи. Отрадно, что на самом высоком уровне говорят о ценности нравственной жизни. Семья – это школа Любви, исполнение Завета Божия. Движение в этом направлении – важный знак нашего выздоровления, постепенного возврата к ценностям, созидающим крепкое и здоровое общество.
Пусть Родившийся ныне Спаситель пошлёт нам мир и покой! В первую очередь духовный. А потом и в мире, в котором мы живём. Аминь.

«Христос рождается, славьте!»

Божией милостию Преосвященный Феодосий,

 епископ Нижнетагильский и Невьянский.

 Рождество Христово 2023/2024 года,

 град Нижний Тагил