Православная вера — фундамент русской культуры

Светская школа и Церковь. Сегодня между ними возникает всё больше точек соприкосновения. Несмотря на то, что Церковь по-прежнему конституционно отделена от государства, а школа остается светской, всё же зёрна православной культуры, а с ней и христианской нравственности проникают и на эту скудную пока почву. Воспитание нравственности в наших школах провозглашалось всегда. Но разве существует иная нравственность, кроме христианской? На чём основывается она? Может ли так называемая «светская этика» дать вразумительные объяснения – особенно пытливому юному уму – ПОЧЕМУ нельзя убивать, красть, изменять жене (мужу), почему нужно уважать родителей? Пожалуй, может, но только те нормы, которые укладываются в рамки Уголовного кодекса. Способна же к таким объяснениям лишь христианская нравственность – основанная на заповедях Божиих. Сегодня мы далеки от возвращения к традиции преподавания в школах Закона Божия, но основные представления о морали в её православном понимании мы имеем возможность закладывать.

Уже на протяжении почти десяти лет в российских образовательных организациях ведётся курс «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 – 5 классов. Особенность курса в том, что родители имеют право выбора одного из предлагаемых модулей для изучения ребёнком. Наряду с пятью другими, предлагается и модуль «Основы православной культуры».

В эти дни во многих школах Серовской епархии проводятся родительские собрания, на которых перед родителями учащихся стоит выбор: основы какой религии или светской этики будут преподавать. Чтобы определиться с направлением, в школы приглашаются представители различных конфессий. Так, 12 марта руководитель Социального отдела Серовской епархии иерей Алексий Батаев был приглашён на родительское собрание в серовскую школу №27 с целью разъяснения вопросов, касающихся преподавания модуля «Основы православной культуры». Отец Алексий отметил, что знание других культур, безусловно, обогащает общую культуру человека, способствует воспитанию и развитию личности. Однако прежде чем приступать к их изучению, в первую очередь нужно иметь представление о своей родной культуре, традициях, в том числе и религиозных.

Без знания основ православной культуры невозможно и овладение основными предметами школьной программы. Так, в основе всей русской классической литературы, да и зарубежной тоже, лежит христианское мировоззрение писателя. И из урока в урок, особенно в старших классах, учитель литературы сталкивается с одной проблемой. Не зная основ православной культуры, невозможно понять классической русской литературы. Причём, незнание это проявляется, с одной стороны, в том, что школьники не имеют представления даже о самых распространённых библейских сюжетах (многие даже не знают, что наше летоисчисление начинается от Рождества Христова), о самых значимых православных таинствах, праздниках и постах. С другой стороны, будучи незнакомыми с внешней оболочкой, наши дети уж тем более не понимают основных смыслов христианской морали, а следовательно они не могут адекватно трактовать поступки литературных героев, характеризовать их внутренний душевный мир, осознавать мотивы их действий.

В целом же преподавание в школах основ православной культуры поможет учащимся лучше понимать историю России, понимать и чувствовать искусство, а также будет способствовать повышению уровня общего развития и эрудиции школьников.