К 1035-летию Крещения Руси. Раритетные издания из фонда Президентской библиотеки рассказывают о начале христианства в России

28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного князя Владимира, отмечается 1035-летие Крещения Руси. В электронном фонде Президентской библиотеки собрано большое количество исторических и исследовательских материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них – раритетные издания, научные работы, видеолекции и радиопередачи.

Обращение Руси в православную веру началось в 988 году – именно тогда князь Владимир принял в греческом городе Херсонес (в летописях Древней Руси – Корсунь) таинство крещения освящённой водой и новую веру.

Существует множество различных версий, почему князь Владимир перешёл от веры предков на сторону учения Христа. Согласно одной из них «Владимир не был закоренелым убеждённым язычником; исповедания своей религии он не доводил до самоотвержения. Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет Николай Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), представленном на портале Президентской библиотеки. Иван Некрасов в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) отмечает: «Не мог он по-прежнему любить язычество. Тоска и страх томили сердце князя. Сколько сгубило язычество сыновей и дочерей у родителей! Ведь родители должны были по жребию приносить своих детей в жертву. А в это же время все другие славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, просвещённые святыми Кириллом и Мефодием».

Славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный, свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира. О продвижении веры среди славянских народов рассказывает известный историк Константин  Бестужев-Рюмин в сочинении «О крещении Руси,  Владимире Святом,  сыновьях его и монастыре Печерском» (1910).

Перед князем Владимиром встала нелёгкая задача – выбрать религию из четырёх доминирующих на то время на территории Евразии: западное христианство, магометанство (или ислам), иудаизм и греческое православие. Более всего Владимир проникся беседой с посланником Византии.

В вышеупомянутом издании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) описана встреча с греческим философом, который подробно рассказал Владимиру «о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении».

Есть и экономическое обоснование выбору князя Владимира: важнейшим торговым путём в Древней Руси много веков был водный путь с севера на юг: «из варяг в греки», основным торговым партнёром была крупнейшая и богатейшая на тот момент Византийская империя.

Как отмечается в книге «Начало христианства в России и Крещение Руси при великом князе Владимире» (1900), «желая веры истинной не для себя одного, а для всего народа», князь держал совет с боярами и городскими старейшинами. В итоге было решено отправить посланников в разные концы с целью посмотреть, в какой стране „лучше служить Богу“».

В издании «Святой равноапостольный князь Владимир» можно узнать о результатах этой поездки: русским посланцам не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от греков «во святой Софии Константинопольской», о котором они отзывались так: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определён.

Подробно выбор Владимиром веры и Крещение Руси описываются в «Повести временных лет», прокомментированной академиком А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» В. О. Ключевского, изданных в 1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки.

Владимир захотел взять в жёны принцессу Анну, сестру правящих императоров Византии, внучку императора Константина Багрянородного. Зная, какими упрямыми и гордыми бывают греки, князь решил покорить близлежащий греческий город и уже на правах победителя просить о жене и о новой вере. Подробный рассказ об этом походе изложен в книге А. Л. Бертье-Делагарда «Как Владимир осаждал Корсунь» (1909). Кампания завершилась победой киевского князя, и в 988 году в соборе Святого Василия на центральной площади города Корсунь Владимир был крещён в православную веру.

Процесс крещения Руси занял не одно десятилетие, сначала новая вера воспринималась непросто: «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – читаем в упомянутой выше книге Константина Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и монастыре Печерском» (1910).

Духовный писатель, историк Никандр Левитский в работе «Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные…» (1890) писал: «…Чем больше христианство входило, так сказать, в плоть и кровь русскаго народа, тем с большею благодарностию, большим благоговением воспоминалось имя крестителя земли русской. В сознании если не большинства русских людей, то лучшей части из них, подвиг, совершённый св. Владимиром, по выбору и распространению истинной веры, делал его равным апостолам, великому Константину, участником царства небеснаго». Впоследствии князь Владимир был причислен к лику святых.

Православная вера полностью укрепилась в России. «Этим она обеспечила развитие русской национальной культуры, создавшей единственный в истории образ народа-богоносца, который, сочетав в себе идеалы Востока и Запада охраняемый Православием от духовного порабощения, имеет сказать миру своё слово – слово мировой правды», – такие слова прозвучали в 1915 году в речи доктора церковной истории С. Г Рункевича «Святой великий князь Владимир равноапостольный и суть его исторического значения» (1915).